Почему GM не продал Opel? Версии аналитиков
12 11 2009
Аналитика (12 статей)
0 комметариев
Поделиться

Почему GM не продал Opel? Версии аналитиков

Истинные причины внезапного отказа General Motors от продажи своего немецкого подразделения консорциуму Magna / Сбербанк все еще остаются закрытыми. Существуют разные версии... Согласно одной из них, General Motors вообще не собиралась продавать Opel. Эту версию поддерживает, в частности, агентство Russian Automotive Market Research (НАПИ).


В его отчете говорится, что GM просто не могла продать такой актив, как Opel. В отчете отмечается, что формальным мотивом отказа GM от сделки послужило «мягкое восстановление на европейских рынках» в 2009 году, и положительный прогноз на 2010-2011 года. Однако продажи автомобилей в Европе уже с июня показывали рост относительно уровня 2008 года. По данным корпоративной отчетности GM за 2008 год, доля марки Opel/Vauxhall в общем объеме продаж корпорации составила 18%, при этом данная марка за 2007-2008 года показывала наиболее стабильную динамику продаж. По результатам первого полугодия 2009 года Opel также показала наименьшее падение среди всех прочих марок в портфеле GM, уступив лишь Holden (подразделению GM в Австралии) и Buick, которому, попросту говоря, падать было уже некуда. Кроме того, эксперты НАПИ рекомендуют учитывать, что доля General Motors на внутреннем рынке США стабильно снижается с 1990 года, и к 2008 году сократилась с 35,15% до 21,93%.

Привлекательность внутреннего рынка для GM стала снижаться, значение зарубежных рынков - расти. «Учитывая, что марка Opel – это 71,5% продаж корпорации General Motors в Европе и 18% глобальных продаж; учитывая восстановление на европейских рынках, связанное с мерами европейских правительств по поддержанию спроса на автомобильном рынке; принимая во внимание сокращение доли GM на внутреннем рынке США можно усомниться в том, что General Motors вообще серьезно намеревалась продать Opel», - говорится в отчете НАПИ. Существует еще одна версия. Формальным обоснованием для нее можно считать заявление со-директора Magna International Дона Уолкера (Don Walker). По его словам, Magna стала участвовать в торгах на Opel по просьбе правительства. Какого именно правительства, Уолкер не уточнил, но Financial Post предположила, что речь идет о руководстве ФРГ.

Крайне интересные слова произнес президент General Motors Эд Вайтэкр (Ed Whitacre). Журналисты отмечают, что при посещении Техасского лютеранского университета глава GM был весьма словоохотлив – впервые с момента своего назначения в июле текущего года. Но прежде чем цитировать Вайтэкра, обратимся к «новейшей истории» сделки по Opel. 

10 сентября GM подтвердила намерение продать свой немецкий бренд консорциуму Magna / Сбербанк. 22 октября Генеральный директор General Motors Фриц Хендерсон (Fritz Henderson) уже не в первый раз заявил о возможности скорейшего завершения продажи немецкого подразделения GM консорциуму Magna International / Сбербанк РФ – буквально в течение недели. Однако его тут же опроверг Джон Смит, вице-президент и «главный переговорщик» GM. В своем блоге Смит заявил, что никаких слов о продаже не будет сказано до обсуждения процесса сделки по Opel на заседании рукововдства General Motors, которое намечено на 3 ноября. Чем закончилось это заседание, известно – сделка не состоялась.

Однако существует маленький нюанс, касающийся повестки дня «судьбоносного» заседания правления GM. На нем рассматривалась просьба правительства ФРГ. Руководство GM должно подтвердить, что решение о продаже 55-ти процентов акций Opel консорциуму Magna / Сбербанк было принято исключительно по экономическим причинам, и политика тут не причем. Это должно было успокоить Европейскую комиссию, которая подозревала Берлин в «подкупе»: в обмен на выделение 4,5 млрд. евро ($6,75 млрд.) государственной помощи Magna обещала «в щадящем режиме» отнестись к сокращению рабочих мест на заводах Opel в Германии.

Напомню, что все это шло на фоне подготовки партии Ангелы Меркель к выборам. Ну, а теперь послушаем Эд Вайтэкра. «Катализатором для всего этого были слова ЕС о выделении денег только одному инвестору (Magna), - говорит он. – Правление сделало то, что должно было сделать, и вернулось к обсуждению вопроса». Можно предположить, что оживленные дебаты при обсуждении в Детройте 3 ноября касались одного: подтверждать «чистоту помыслов» правительства ФРГ, или нет. Кстати, вторая версия отнюдь не опровергает первую. 

Могло быть и так: GM действительно не собиралась продавать Opel, и просто воспользовалась для обоснования отказа «правовой коллизией» между Берлином и ЕС. В таком случае гневные речи Берлина в адрес вероломных американцев являются всего лишь политической риторикой, и реструктуризация Opel все равно будет поддержана правительством ФРГ. 

По инф. "Делового автоклуба"

Теги

Смотрите также

Смотрите также