Трансформации дилерских сетей. Рынок покидают те, кто делал ставку только на продажу
25 09 2009
Новости (3501 статей)
0 комметариев
Поделиться

Трансформации дилерских сетей. Рынок покидают те, кто делал ставку только на продажу

На слуху у всех банкротства крупных дилеров АвтоВАЗа – «Инком-Лада» и «Элекс-Полюс», "Ростокино-Лада", уходят продавцы других марок, закрываются дилерские центры в регионах. Всего, по оценкам специалистов, российская дилерская сеть может потерять до трети своих «узлов». Причин здесь несколько. Если говорить о дилерской сети АвтоВАЗа, то там положение продавцов усугубляет совершенно невразумительная сбытовая политика автозавода. Есть еще одна причина банкротств: в условиях кризиса «не выдерживают нервы» у банков (большинство автодилеров имеют серьезные задолженности). Правда, волна прошла, сейчас кредиторы стали аккуратнее, глядя на ошибки коллег. Например, около года назад один из региональных дилеров был обанкрочен по заявлению банка. Получив в результате банкротства под сотню автомобилей, банк долго мучился с этим «непрофильным активом», и, в конце концов, продал их с большими потерями.

Подобные примеры хорошо охлаждают горячие банковские головы. В результате банки все чаще не жаждут крови заемщиков автодилеров, а стараются разумно реструктурировать задолженность. Однако основная проблема российских автодилеров - сугубо внутренняя. В период бурного роста авторынка слишком многие были озабочены одним: продавать, продавать и еще раз продавать. Лучшим руководителем дилерской компании считался тот, кто мог получить у автопроизводителя дополнительные квоты на поставку машин. Кризис поставил российских дилеров с головы на ноги – примерно в ту же ситуацию, в которой уже давно живут их зарубежные коллеги. Сейчас на передний план выходят сервисное обслуживание и вторичный рынок автомобилей. Те, кто сумел организовать ремонт и обслуживание, обеспечить их клиентами, а также выстроил грамотную систему trade-in – то выжил, выживает и выживет. Кто не сумел – ушел, уходит или уйдет из бизнеса.

Оценивать ситуацию с банкротствами среди американских дилеров сложно. Здесь сработала «санация», которую провели среди своих продавцов General Motors и Chrysler. Надо думать, что они сохранили не самых слабых дилеров, поэтому банкротств среди оставшихся ожидать не стоит. Следует отметить, что значительная часть американских дилеров (по разным оценкам, 70-80%), лишившись франшиз, не ушла из бизнеса. Часть из них, потеряв возможность торговать, сосредоточились на ремонте автомобилей, и неплохо себя чувствуют. Другая часть ушла в торговлю автомобилями с пробегом, и тоже не бедствует – этот рынок в США растет, растут и доходы продавцов. Очевидно, что в Америке «лекарство от кризиса» для автодилеров точно такое же, как и у нас – сервис и «вторичка». Просто там эти сферы деятельности традиционно резче отделены от торговли новыми автомобилями. В Европе ситуация примерно такая же – акцент сделан на сервис и операции с автомобилями с пробегом. В силу того, что европейский рынок пострадал не так сильно, как американский, дилеры затянули пояса, но вешаться на этих поясах им не пришлось. В случае, если рынок станет меньше, европейские дилеры тоже переориентируются на сервис и на торговлю «секонд-хендом». Делать это они умеют – в Европе торговля новыми автомобилями уже давно приносит минимальную прибыль, а основные деньги делаются на ремонте / обслуживании, торговле дополнительным оборудованием и на trade-in. Массовые банкротства автодилеров являются (пока?) чертой, характерной именно для России.

Кризис выявил в отечественной дилерской сети деформации, которые за границей были скорректированы жесткой конкуренцией. Еще одно «лекарство» - наличие рынка покупателя, а не рынка продавца, какой был у нас до недавнего времени. Не случайно многие руководители дилерский предприятий говорят, что кризис очистит отрасль от «накипи», и в целом сделает ее более профессиональной. В Украине громких банкротств пока не было, но отдельные дилеры сейчас испытывают большие трудности. Кризис основательно "почистил" лишь "серый" рынок, который был ориентирован исключительно на продажу авто, а большинство салонов вообще не имело своего сервисного центра. Время многочисленных площадок уже прошло, сейчас выживают лишь те операторы, которые предлагают комплекс услуг. По инф. "Делового Автоклуба"

Смотрите также

Смотрите также