Свой среди чужих
7 11 2013
События (87 статей)
0 комметариев
Поделиться

Свой среди чужих

Назначение нового президента на АвтоВАЗ - не просто заявка, а начало действий. На заседании совета директоров АвтоВАЗа, которое состоялось 4 ноября, было принято решение о назначении нового президента предприятия. Выбор пал на опытного менеджера Бу Андерссона, который в данный момент и последние четыре года занимает пост президента группы "ГАЗ". До этого господин Андерссон был топ-менеджером General Motors. Вступить в новую должность Бу Андерсон должен 31 декабря этого года, а до тех пор, с 5 ноября, АвтоВАЗ возглавит вице-президент по финансам и корпоративному развитию компании Олег Лобанов. Столь быстрая отставка директора АвтоВАЗа Игоря Комарова обусловлена окончанием срока действия трехлетнего контракта и его переходом с конца октября в Роскосмос на должность заместителя руководителя госкорпорации. "Основным доводом в пользу назначения Комарова стал тот факт, что он сумел исправить ситуацию с АвтоВАЗом, оптимизировать производство, эффективно использовав государственные субсидии", - заявляет пресс-служба Правительства РФ. Эффективность господина Комарова прекрасно иллюстрирует последний отчет АвтоВАЗа: за 9 месяцев 2013 года убыток предприятия составил 1,117 млрд. рублей, а доход - 1,191 млрд. рублей. "Я хотел бы с признательностью поблагодарить Игоря Комарова за его руководство и достижения на АвтоВАЗе. Наши инвестиции в России и, в частности, на АвтоВАЗе будут значительно способствовать глобальному росту альянса в мире", - высказался председатель совета директоров АвтоВАЗа Карлос Гон. Посыл однозначный: АвтоВАЗ изменится, причем весьма существенно. Кстати пришлась и смена лидера, перед которым теперь ставят несколько другие задачи, пусть и говорят о них несколько размыто: "Бу Андерссон – талантливый и грамотный менеджер автомобильной индустрии, с огромным опытом на ключевых рынках, имеющих решающее значение для будущего развития альянса Renault-Nissan. Я жду того вклада, который он внесет в прибыльный рост АвтоВАЗа и альянса», - прокомментировал назначение господин Гон. Более конкретно высказался заместитель Председателя Совета директоров АвтоВАЗа Сергей Чемизов: "Сегодня АвтоВАЗ вступает в новый этап развития, перед ним стоят амбициозные цели по наращиванию объемов производства и увеличению доли на российском рынке. Убежден, что большой опыт и знания Бу Андерссона позволят выполнить поставленные задачи".

Как менеджер, господин Андерссон уникален. В этом мнении сходятся многие эксперты рынка и в частности директор, главный редактор сайта АА "Автостат" Сергей Целиков: "На мой взгляд Бу Андерссон эффективный менеджер с большими знаниями "от туда", который при этом уже имеет опыт работы в России. У него есть свой стиль работы, нестандартный для наших российских менеджеров: он и по цехам ходил, и устраивал встречи с потребителями, на которых собирал разного рода информацию и пожелания. Вся его работа принесла, конечно же, положительные результаты, о чем говорят показатели (увеличение доли рынка). Но со стороны оценить эффективность, конечно, сложно. Рынок в последние годы вел себя по-разному, и Бу Андерссон пришел на ГАЗ именно когда рынок уже провалился, в 2009 году. Далее рынок понемногу восстанавливался и все действия господина Андерссона накладывались на это восстановление, на рост. Поэтому все экономические показатели этого периода в плюс. Если человек придет в компанию, и в этот момент все будет рушится, начнется кризис, то он может делать сколь угодно замечательных вещей, тем не менее все уйдет в минус. Период с 2009 по 2012 год - это время роста рынка, и все показатели здесь положительные. Но у всех, кто работал с Бу Андерссоном, мнение о нем, как о профессионале весьма хорошее". Более детальную оценку деятельности Бу Андерссона на ГАЗе дает заместитель главного редактора журнала "За рулём" Игорь Моржаретто: "Работая на ГАЗе Бу Андерссон выполнил все задачи, которые перед ним стояли. Когда его пригласили на ГАЗ четыре года назад завод был в очень тяжелом положении. Более того, было непонятно, куда развиваться дальше. Он пришел с четким пониманием и достаточно быстро сделал то, чего от него ждали. Во-первых, он превратил старый советский завод в современное сборочное производство в том числе автомобилей иностранных марок. Во-вторых, сосредоточил усилие собственных кадров на развитии линейки коммерческих автомобилей. О сразу сказал, что возобновлять производство собственных легковых автомобилей не нужно, а следует сосредоточиться на коммерческом транспорте, тем более, что заводу принадлежит половина рынка. И все силы были брошены на коммерческий транспорт, появились ГАЗель Бизнес и ГАЗель Next. Также они теперь выпускают фургоны Mercedes, легковые Skoda, Volkswagen и Chevrolet. Все это - результат работы и воли Бу Андерсона". Не сложно догадаться, что схожие решения будут приниматься с 2014 года и на АвтоВАЗе: переход на европейские рельсы и отказ от традиционных, но не эффективных при современных реалиях методов работы. "На ГАЗе перед Бу Андерссоном стояла задача модернизации, - говорит господин Целиков, - там понятен владелец, понятна и стратегия: российское предприятие с российским подходом. Перед АвтоВАЗом же (и теперь перед господином Бу) стоит иная задача: интеграция АвтоВАЗа в мировой автопром - его нужно полностью перестраивать под западные технологии. Начиная от поставщиков и заканчивая последним дилером - все должно быть выстроено по отработанной западной технологии. Задачи разные, но, думается, методы Бу Андерссон будет применять те же". Об интеграции АвтоВАЗа в мировой автопром через альянс Renault-Nissan говорят сегодня уже все, тем более, что стоимость машин бренда "Лада" вплотную подбирается к отметке пол миллиона рублей, и торговать ими неизмененными за этой психологической чертой будет непросто. "На АвтоВАЗе господин Андерсон продолжит делать то, что начал господин Комаров, может быть еще более решительно, потому что задача нешуточная: интегрировать АвтоВАЗ в альянс Renault-Nissan. То есть хватит самодеятельности, хватит выпускать свои чудные модели, у нас есть общая платформа, есть рынке, которые нам нужны, есть план развития завода на ближайшие семь лет, где записано, что будет производиться столько-то автомобилей Лада, столько-то машин Nissan", - поясняет Игорь Моржаретто.

Но почему выбор советов директоров АвтоВАЗа пал именно на Бу Андерссона? Мнение здесь у экспертов одно - опыт господина Андерссона уникален. "Решение пригласить господина Андерссона на должность президента АвтоВАЗа обусловлено новым этапом в жизни предприятия - переходом его под контроль альянса Renault-Nissan, ответственным за судьбу которого (АвтоВАЗа) на сегодняшний день является Карлос Гон. Соответственно, ему нужен человек, которого бы он хорошо знал - это раз. Во-вторых, нужен человек, знакомый с мировым автопромом, сведущий, как там все устроено и куда все движется. Ни у одного российского менеджера нет такого мирового опыта. В то же время, господин Андерссон прекрасно знаком с российскими реалиями, благодаря четырем годам работы на ГАЗе. Подобных менеджеров на сегодняшний день в России можно по пальцам пересчитать, а Бу, пожалуй, будет самым сильным из них. Таким образом, для АвтоВАЗа приход господина Андкрссона - большой плюс. Соответственно для ГАЗа - минус. Найти замену менеджеру такого уровня будет сложно", - уверен Сергей Целиков. Аналогичное мнение высказывает и Игорь Моржаретто: "Скамейка очень узка и коротка: АвтоВАЗу нужен менеджер, который был бы знаком с российскими особенностями автопроизводства, а также имел хорошие контакты на Западе. Сегодня АвтоВАЗ - это часть иностранного концерна Renault-Nissan, которому нужен опытный западный менеджер. Кроме того, как я уже сказал, выбирать АвтоВАЗу особенно было не из кого. При этом Бу Андерсон четырьмя последними годами работы доказал, что он понимает технологии российского производства и при этом остается западным менеджером".

Но как так получилось, что ГАЗ позволил увести у него столь уникального управленца, от которого на заводе в Нижнем Новгороде так много зависит и который оказал предприятию неоценимую услугу? "Терять такого менеджера, как Бу Андерсон, конечно же неприятно, и я думаю, что ГАЗу и в частности Дерипаске, сделали предложение, скорее всего, от которого он не смог отказаться, - рассуждает господин Моржаретто. - К сожалению, тут у нас в стране такая ситуация, что говорить о каких-то реальных коммерческих вещах сложно. Скорее это политика. Я так понимаю, что о нем просил Карлос Гон, который знает его по своим старым контактам, и когда его попросили отдать Комарова, он сказал "Хорошо, но тогда дайте мне "кого-то" взамен". В результате, все что ни делается, все, кажется, к лучшему, или во всяком случае, как ложка - к обеду.

БИОГРАФИЯ
Андерссон Бу Инге родился в 1955 году. Окончил Военную Академию Швеции. Имеет степень бакалавра делового администрирования Стокгольмского Университета и закончил программу высшего менеджмента Гарвардского университета в 1999 году. Начал карьеру в GM в 1987 году как менеджер Saab. 1 апреля 2007 года Бу Андерссон назначен вице-президентом GM Group по глобальным закупкам и поставкам. В 2009 году Бу Андерссон назначен Президентом "Группы ГАЗ". В марте 2011 года Бу Андерссон стал победителем в номинации «Лучший руководитель 2010 года» на международном автомобильном форуме, учрежденном Институтом Адама Смита. Бу Андерссон был признан лучшим руководителем в российской автомобильной индустрии за достижения в обновлении модельного ряда компании, налаживании сотрудничества "Группы ГАЗ" с ведущими мировыми автопроизводителями, а также за позитивные финансовые результаты компании в 2010 году. С 31 декабря 2013 года - президент АвтоВАЗа.

Теги

Смотрите также

Смотрите также