О СПОРТ, ТЫ — PEER!
20 07 2018
Практика (40 статей)
0 комметариев
Поделиться

О СПОРТ, ТЫ — PEER!

Прошедший в России мировой футбольный праздник оказался хорошим способом заработать не только для владельцев квартир, гостиниц и кафе. Востребован был и такой относительно новый для России тип малого бизнеса, как сдача личного автомобиля в аренду. Частный предприниматель из Москвы Александр Степанов рассказал VC о том, как он заработал на чемпионате мира по футболу, сдавая свое авто болельщикам по схеме «социального» каршеринга (peer-to-peer, от частного лица – частному).

Идею сдать в аренду машину мне подсказал приятель. Его Ford Focus уже давно не стоит без дела: на работу он ездит на метро, так как офис находится недалеко от дома, а вот машину он уже больше полугода периодически сдает в аренду с помощью онлайн-сервисов. По его словам, сейчас в Москве вполне реально сдавать небольшой или средний автомобиль типа Ford Focus или Hyundai Solaris за 1,5–2 тыс. рублей в день. Какой-никакой, а дополнительный заработок, все равно машина простаивает. Но в летний период, как рассказал мне друг, особенно большим спросом пользуются автомобили вместительные, подходящие для долгих путешествий. Я изучил вопрос и решил рискнуть — купить специально для сдачи в аренду большой минивэн. Как раз к началу летнего сезона и старту Чемпионата мира по футболу в России. И не прогадал.

За авто в Чебоксары

Располагаемый мною бюджет подразумевал покупку только подержанного автомобиля, при этом в хорошем техническом состоянии и презентабельном виде, который смог бы удовлетворить эстетические запросы потенциальных арендаторов. И, хотя с выбором минивэнов в Москве нет никаких проблем, найти тот самый, отвечающий моим требованиям, а главное, возможностям, не получилось. Поскольку поиск предложений в столице и области не дал никаких результатов, я расширил зону поиска и наткнулся на интересный вариант — 8-местный минивэн Hyundai Starex 2010 года выпуска в хорошем состоянии и по сходной цене. Правда, находился этот автомобиль в Чувашии, но это меня не остановило. Быстро взяв билет на поезд, я прибыл в Чебоксары. Минивэн продавал бывший военный, который хорошо следил за машиной, и мы ударили по рукам. Автомобиль обошелся мне в 920 тыс. рублей. Я тут же поменял в нем все рабочие жидкости и сделал страховку, все это привело к увеличению моих расходов почти до 1 млн рублей. Своим ходом я доехал до Москвы, а тут и чемпионат начался.

Болельщики из Ирана

На фоне набирающей в мире обороты экономики совместного потребления или, как ее еще называют (выяснил, изучая вопрос), шеринговой экономики (от англ share — «делиться») аренда автомобилей частным лицом у частного лица уже довольно популярна. Например, в США по схеме peer-to-peer (буквально переводится как «ты мне — я тебе») давно и успешно функционирует сервис Turo, в Европе — Drivy. Я узнал, что, согласно подсчетам экспертов, в мире число пользователей p2p-каршеринга в настоящее время достигает 15 млн человек. А вот в России подобных сервисов пока единицы. Понятно, что такой «социальный каршеринг» имеет общие черты с уже раскрученными в стране системами карпулинга  (с англ. car «автомобиль» + pool «объединение»), такими, к примеру, как сервис по поиску попутчиков BlaBlaCar. Но в мой «бизнес-план» не входило провести весь мундиаль за рулем, катая болельщиков между городами ЧМ только за оплату бензина. Не получилось наладить сотрудничество и с прокатными конторами из-за их драконовских условий и высоких рисков, которые ложились исключительно на меня. Пришлось «шерстить» Интернет дальше. Подумывал даже разместиться на досках бесплатных объявлений типа, пока не попал на специализированный p2p-агрегатор Rent A Ride. Ресурс мне показался удобным по функционалу и, пожалуй, самым богатым на потенциальных клиентов (в базе онлайн-сервиса числилось несколько тысяч автомобилей и десятки тысяч зарегистрированных пользователей). Кроме того, привлекла комиссия сервиса, декларируемая на уровне 10% от стоимости сделки.
Пройдя верификацию, загрузил фото автомобиля, проанализировал разброс ценового предложения. Исходя из калькулятора дохода на сайте, рекомендованная стоимость аренды моего минивэна составляла 3–4 тыс. рублей в день. За эту цену я и выставил авто, и почти сразу пошли заявки. Таким образом, еще до наступления чемпионата я уже начал «отбивать» свои вложения. Тем временем наступила  горячая пора — лето, а главное, Чемпионат мира по футболу. Спрос, как известно, рождает предложение. Я рискнул и выставил автомобиль по 5 тыс. рублей в день. И сработало! Клиенты пошли! Первым был житель Белоруссии, который взял авто в аренду на 10 дней и поехал в Рыбинск, машина ему понадобилась для бизнеса, чтобы отвезти деловых партнеров.
С началом же чемпионата первой стала компания российских болельщиков из 7 человек, которые достали билеты на матч Коста-Рика — Сербия в Самару. Они арендовали мой минивэн на 5 дней. Чуть более одной тысячи километров до Самары не такое уж большое расстояние, его можно легко за день не спеша преодолеть большой компанией на такой машине, как моя. Болельщики остались довольны, а я заработал свои первые 25 тыс. рублей.
Тем временем на сайте мою машину зарезервировали уже иностранные болельщики. Это оказались иранцы, у них был матч в Казани с Испанией, который они позже проиграли с минимальным счетом 1:0. Шесть иранцев тоже остались довольны поездкой, они взяли мою машину на 4 дня. 800 км от Москвы до Казань за рулем оказались для них интересным путешествием. По дороге они заехали во Владимир и Нижний Новгород. В последнем городе останавливались на ночевку. По приезде благодарили меня, мы сходили в бар, пообщались.
Вообще, я считаю, что чемпионат — хорошая возможность пообщаться с туристами со всего мира. Я хорошо говорю по-английски и хотел бы совершенствоваться в знании языка. В течение всего чемпионата я активно ездил в центр Москвы, старался общаться с болельщиками из разных стран. Всегда интересно встретить человека из другой страны, узнать, чем он живет. Например, иранец, который бронировал мой автомобиль, жил в разных странах, в том числе в США и Австралии. А сейчас он уехал в Грузию, где занимается недвижимостью. По его словам, в этой стране перспективны вложения в недвижимость. Так что мне было интересно с ним поговорить и с точки зрения возможностей бизнеса. Мы расстались друзьям, обменялись контактами, так что не исключено, что я съезжу к нему в Грузию, пока он там будет. Может, даже с друзьями на своем минивэне.

Окупаемость за год

После иранцев авто у меня арендовали еще несколько компаний русских болельщиков. В том числе и для поездки на матч нашей сборной в Сочи, где мы так драматично проиграли. А вскоре на целых 14 дней у меня забронировала машину семья, которая поедет на минивэне в Европу.
Вообще, сдача в аренду минивэна имеет ряд преимуществ. Одно из них заключается в том, что машины такого типа обычно используют для путешествий и поэтому берут сразу на длительное время, а не на 2–3 дня, как компактные авто. Это, конечно, выгодно, но, с другой стороны, получается, что в этом случае машину эксплуатируют более интенсивно во время длительных поездок. Хотя сама по себе модель Hyundai Starex достаточно надежная, распространена у нас, ломается не часто, запчасти для неё стоят недорого, детали есть не только новые, но и на разборках. Да к тому же я и сам давно связан с бизнесом автозапчастей и автомобильного ремонта, знаю, где и как найти запчасти подешевле. Из ближайших ремонтных работ планирую заменить тормоза по кругу, это будет стоить около 15 тыс. рублей, еще, наверное, поменяю рулевый наконечники, так как заметил небольшой люфт. Но это самые большие планируемые одномоментные вложения. Всего же в среднем я планирую тратить на мелкий ремонт и обслуживание минивэна 100 тыс. руб. в год. При таких расходах и с учетом цены покупки я планирую окупить свою машину за год, а после этого выйти на чистую прибыль.

Минимизация рисков

Что касается рисков, то, конечно, они есть: когда ты отдаешь свою машину в руки незнакомым людям, они твоё авто могут разбить, поцарапать или даже попытаются угнать. Но, с другой стороны, по условиям сделки арендатор вносит залог, который, в случае с моим авто составляет  10–20 тыс. руб. Этим залогом можно покрыть в случае чего ремонт каких-нибудь мелких царапин, а также штрафы (залог не возвращается в течение двух недель, за это время можно по базе проверить и штрафы). Во-вторых, заключается договор, согласно которому арендатор несет за машину полную ответственность. Теоретически он может раствориться на просторах страны с твоей машиной, но это уже криминал. Автомобиль и без аренды могут угнать, пока он стоит у дома. К тому же все документы и даже история клиента предварительно проверяются p2p-сервисом на криминальное прошлое и прочие «грехи».
Можно автомобиль даже застраховать по КАСКО. Например, у Rent A Ride есть услуга посуточной страховки. Но для меня это дороговато, поэтому я предпочитаю идти на риск, а не вкладывать деньги в страховку. К тому же минивэны реже попадают в аварии — на них чаще путешествуют семьи с детьми, и люди в таких поездках стараются водить аккуратнее.
Таким образом, я считаю, что инвестиции в авто для сдачи его в аренду могут быть вполне привлекательными. В летний сезон с мая по октябрь минивэны буквально нарасхват. Зимой такой автомобиль тоже можно сдавать, но уже по более низкой цене и не так часто. Если у меня все пойдет по плану, думаю, что куплю еще один минивэн под сдачу, а там, может, создам собственный небольшой автопарк.
Ну а тем, кто решит сдавать автомобиль в аренду, я советую внимательно отнестись к фотографиям, они должны быть качественными, машину лучше снять во всех деталях. А еще я предлагаю свой минивэн с набором максимально возможных дополнительных сервисов. Скажем, если нужна палатка или спальные мешки, я готов все это предоставить дополнительно. Если необходима машина с водителем — тоже пожалуйста. Для меня такие «опции» — еще один потенциальный источник дохода.

Смотрите также

Смотрите также