Комплектация автомобиля. Как выбрать самые необходимые опции. Часть 2. Комфорт управления
9 12 2015
Комплектация автомобиля (3 статей)
0 комметариев
Поделиться

Комплектация автомобиля. Как выбрать самые необходимые опции. Часть 2. Комфорт управления

Книга, которая теперь превратилась в серию статей, делится на семь разделов (статей), которые рассказывают об опциях: для внешности автомобиля – в разделе «Внешность» (в том числе и типы кузовов), для комфорта только водителя – в разделе «Комфорт управления», для комфорта пассажиров (в том числе и водителя) – в разделе «Комфорт», для перевозки грузов и багажа – в разделе «Багаж», для безопасности пассажиров и водителя – в разделе «Безопасность», для защиты автомобиля от угона – в разделе «Охрана». То, что не подходило ни в один раздел, попало в «Прочее».

Вперед, собирать свой персональный автомобиль!

CVT

CVT – см. Коробка-вариатор в этой же статье.

Off-Road пакет

Off-road пакет – пакет опций для плохих дорог: проселочных, грунтовых, лесных и для прочих подобных. Он может состоять из полезных опций, или же просто из элементов декоративного оформления. 

Плюсы и минусы. Как уже говорилось, пакет Off-road может состоять из полезных опций или из бутафорских элементов оформления, которые делают машину красивее, но не более того. Отсюда плюсы и минусы. Объясню на примере Off-road пакетов Jeep и Mercedes. Внедорожный пакет Jeep Grand Cherokee, во всяком случае когда-то, году в 2011, состоял из межколесных дифференциалов повышенного трения с электронным управлением, защиты топливного бака, коробки передач и передней подвески. Все эти опции нужные и полезные на плохих, разбитых дорогах. А вот Off-road пакет Mercedes GLK в те же годы: 17-дюймовые легкосплавные колесные диски, особый передний и задний бампера с черными накладками и черные релинги на крыше, эксклюзивная решетка радиатора с двумя хромированными ламелями и черные молдинги переднего и заднего бампера. Все это не добавляет машине внедорожности, но делает ее внешность интереснее. Здесь нет никакого обмана или подвоха. Надо лишь уточнять, что входит в пакет Off-road и, исходя из этого, решать, нужен он вам или нет. 

Установка. Пакет устанавливается на машину при ее сборке на заводе. Дооснастить машину его элементами частично можно, а частично нельзя. Например, защиту картера (см. в статье «Прочее») вам легко доустановят, а вот дифференциал повышенного трения – вряд ли.

Совет. Ни один Off-road-пакет, предлагаемый дилером, не сделает из машины вездехода. Они в основном рассчитаны на изменение внешности или защиту днища автомобиля, немного улучшают проходимость, но не более. Настоящие вездеходы делают в специальных тюнинг-ателье, навешивая на обычные внедорожники лебедки, кенгурины, заменяя бамперы… Подумайте, как часто вам приходится ездить по труднопроходимым дорогам, и может ли там проехать машина без Off-road пакета? Уверен, вы обойдетесь без него. Что касается «особой внешности» - тут советы излишни: машина ваша, и нравиться она должна, прежде всего, вам.

SLS система

SLS система – см. Подвеска задняя с самовыравниванием в этой же статье.

Автомат (АКПП)

Автомат (АКПП) – см. Коробка-автомат в этой же статье.

Автопарковщик

Автопарковщик (Park Assist) – система помощи при парковке. Это больше, чем просто парктроник: водителю остается только газовать, притормаживать и менять режимы коробки передач (вперед-назад) – руль крутится сам. Пользоваться им очень легко: двигаясь по парковке или по улице с небольшой скоростью, включаете систему и она сама находит место, достаточное для машины, после чего проезжаете немного вперед, включаете задний ход и отпускаете руль – машина припаркуется на выбранное место сама, ровно и красиво.

Плюсы и минусы. Система пригодится тем, кто не очень уверенно паркуется, или терпеть не может этот процесс. Первое время, в начале своего существования, система работала ужасно. Для нормальной ее работы нужно было много условий. Во-первых, время, чтобы ехать вдоль рядов припаркованных (например, у обочины) машин со скоростью не более 10 км/ч. Во-вторых, чтобы сзади никто не наседал, как это бывает на узких улицах и переполненных парковках супермаркетов. Дело в том, что вам приходилось проезжать мимо найденной «дырки» на несколько метров (я бы даже сказал, на несколько корпусов автомобиля), и ее успевали либо занять, либо сдать назад не получалось из-за наседающей сзади машины. Словом, разработчики не учли факторов времени и пространства: автопарковщик должен работать на бо`льших скоростях и на меньшей площади. Из-за этих недоработок он превращался в просто дорогую игрушку, баловаться которой можно было лишь там, где любой автолюбитель справится сам или с помощью обычных парктроников. А там, где автопарковщик действительно пригодился бы, пользоваться им не позволяла суровая реальность. Со временем автопарковщик довели до ума. Более того, на его базе создают систему автономного управления (см. Управления автономная система в этой же статье). Все минусы у системы исчезли, и она стала настоящей помошницей, паркующей авто как угодно и где угодно, без всяких "но". 

Установка. Эта опция устанавливается на автомобиль во время сборки на заводе. Доустановить ее нельзя.

Совет. Почему бы ее не заказать? Будущее рядом. Хотя теперь есть смысл немного подождать и купить автомобиль с системой автономного управления.

Адаптивная система головного освещения

Адаптивная система головного освещения (AFL) – постоянная автоматическая регулировка фар в зависимости от положения автомобиля на дороге.

Плюсы и минусы. Очень умная и удобная система. Она «косит» фарами в поворотах и умеет светить ими выше или ниже, в зависимости от загруженности автомобиля и от того, в горку он едет или под горку. На практике все выглядит так: в поворотах фары светят в ту сторону, куда смотрят колеса, и вы входите в прекрасно освещенный поворот. Если вы загрузили машину багажом, из-за чего передок машины смотрит чуть ли не в небо, то система наклонит фары к земле и они как обычно будут освещать дорогу, а не облака и верхушки деревьев, и не будут никого слепить. Все это делается автоматически, не отвлекая водителя. При наличии в автомобиле задней самовыравнивающейся подвески (см. подвеска задняя с самовыравниванием в этой же статье), необходимость в вертикальной корректировке фар отпадает. Теперь о минусе. Иногда систему «глючит». Как-то раз я завел машину с такой системой, стоящую на подъеме. Она решила, что наклон кузова вызван перегрузом задней части автомобиля (я так думаю) и откорректировала свет фар так, что они освещали лишь 4-5 метров дороги перед бампером. Пришлось перезапускать двигатель, выехав на ровную дорогу, чтобы «глюк» прошел. Это был единственный подобный случай. В остальном, системы головного освещения всегда работали безупречно. Очень интересен подход к этой системе Nissan (сегодня эту хитрость используют многие) – он не делал дорогостоящий привод фар, а лишь добавил по лампочке в углах блоков фар, которые загораются в поворотах, освещая их (как вариант, включает соответствующую повороту противотуманную фару). Что касается регулировки фар в вертикальном направлении, то автомобиль можно оснастить менее дорогой ручной регулировкой фар (см. в этой же статье) и не тратиться на адаптивную систему головного освещения.

Установка. Эта опция устанавливается на автомобиль во время сборки на заводе. Доустановить ее нельзя.

Совет. Обойтись без этой опции можно. Она скорее «последний штрих» к «полному фаршу», чем «незаменимая вещь». Тем более что частичная замена ей была упомянута.

Антипробуксовочная система

Антипробуксовочная система – система, перекидывающая крутящий момент с буксующего колеса на другое ведущее колесо.

Плюсы и минусы. Система незаменима на зимних дорогах и в легкой дачной грязи. Если хоть одно ведущее колесо стоит на поверхности, за которую оно может зацепиться, то водитель даже не почувствует, что под колесами его машины скользкая дорога или жижа. Крутящий момент перекидывается с колеса на колесо постоянно, в зависимости от того, как меняется покрытие дороги. Кроме того, система помогает не терять мощность двигателя на пробуксовку при резком старте. Но это уже баловство. По этому же принципу работают некоторые системы полного привода: сразу все колёса у них не "гребут".

Установка. Антипробуксовочная система устанавливается на автомобиль во время сборки на заводе. Доустановить ее нельзя.

Совет. Эта опция очень облегчает жизнь и делает автомобиль полуполноприводным, если можно так сказать. Отличная альтернатива блокировке дифференциала. Брать или не брать эту опцию, зависит от того, по каким дорогам вам приходится ездить (лед, жижа, грязь).

Бортовой компьютер

Бортовой компьютер – следит за работоспособностью систем автомобиля и координирует их взаимодействие между собой. Не путать с маршрутным компьютером, который считает расход топлива, запас хода и прочее. 

Плюсы и минусы. При помощи бортового компьютера автомобиль разговаривает с водителем. Надо ли долить масло, подкачать шину, поменять катушку зажигания наконец – водитель будет предупрежден обо всем, причем прямо в момент поломки. Он же координирует взаимодействие всех систем. Сюда стекается информация с инжектора, колес, коробки, систем ABS, EBD, ESP, ECS, APS, круиз-контроля и прочих, сколько их есть в автомобиле. Анализируя ее, бортовой компьютер «видит» ситуацию на дороге и вносит коррективы в работу систем. Бывают случаи, что бортовой компьютер «глючит». Решается эта проблема «перепрошивкой мозгов» (переустановкой программы), либо заменой блока. Производители постоянно (в среднем раз в год) модернизируют программы и сами блоки.

Установка. Эта опция устанавливается на автомобиль во время сборки на заводе, причём обязательно. Доустановливать ее после покупки машины не придется.

Совет. Бортовой компьютер входит в базовую комплектацию автомобиля. Степень сложности его программы зависит от того, сколько систем он обслуживает. Совет прост – не сбивайте его работу такими вещами, как «прикуривание» другой машины. После этой процедуры, если не повезёт, вам прямая дорога в сервис, на перепрошивку.

Датчик дождя

Датчик дождя – датчик, автоматически включающий дворники, если лобовое стекло загрязнилось, и регулирующий частоту работы дворников, в зависимости от интенсивности осадков. Датчик крепится на лобовое стекло, как правило около салонного зеркала заднего вида в зоне очищаемой дворниками.

Плюсы и минусы. Плюсы этого датчика сложно переоценить. Если из другая машина обдаст ваш автомобиль водой из лужи, то датчик моментально даст сигнал дворникам очистить лобовое стекло. Не придется даже на долю секунды отвлекаться от дороги, включая дворники, а лобовушка станет чистой быстрее, чем вы успеете ругнуть погоду, лужу или того водителя. Если дождь идет то сильнее, то слабее, рано или поздно надоедает постоянно менять интенсивность работы дворников вручную. То же самое происходит при обгонах во время дождя: делаем частоту работы дворников на максимум, обгоняем, возвращаем работу в прежний режим. А если это трасса полная фур? Наказание! Теперь представьте себе такие поездки с датчиком дождя. Он сам включит дворники когда надо и отрегулирует скорость их работы как надо. Минус есть, но он проявляется лишь раз. Сейчас все объясню на своем примере. Дело было когда я впервые столкнулся с датчиком дождя и не знал как его отключить. Зимой на МКАДе у меня кончилась омывайка. Что было дальше, догадаться нетрудно. По левой полосе прошуршал большой внедорожник и обдал мой автомобиль душем ядрёной смеси из антигололедных реагентов, воды и грязи. Дворники сработали, оставив на лобовом стекле мутную пленку, сквозь которую ничего не было видно. Кое-как припарковавшись, я очистил стекло и поехал аккуратно дальше. Но из-под еще одного автомобиля на лобовушку упало всего несколько капель грязи, которые вовсе не мешали обзору, а датчик усердно растер их дворниками по стеклу ровным мутным слоем, и я снова встал. Ехать так было просто невозможно – датчик реагировал на все, даже самые маленькие капли, растирая их по лобовому стеклу и лишая водителя обзора. В конце концов, отключив датчик, я доехал до магазина и купил омывайки. Минус ли это? Нет! Скорее ловушка. Одноразовая. От нее есть два средства – датчик уровня омывательной жидкости (см. в этой же статье) или небольшой запас омывайки в багажнике.

Установка. Эта опция устанавливается на автомобиль во время сборки на заводе. Доустановить ее на уже купленный автомобиль нельзя.

Совет. Наличие датчика дождя делает управление автомобилем не только более комфортным, но и безопасным. По возможности закажите эту опцию на свой автомобиль.

Датчик износа тормозных колодок

Датчик износа тормозных колодок – датчик, говорящий о моменте, когда пора менять тормозные колодки.

Плюсы и минусы. В сервисе при прохождении ТО мастер всегда вам даст совет – пора менять тормозные колодки или нет, и примерно прикинет, на сколько их еще хватит. Если вы боитесь обмана, что вас заставят менять колодки раньше положенного, то датчик вам очень поможет. Поможет он и людям, которые склонны затягивать с заменой расходников. Ведь если колодки сотрутся до металла, то они повредят тормозные диски – а это недешевый ремонт. Как видите, плюс у опции, бесспорно, есть, но все упирается в то – адекватна ли цена вопроса.

Установка. Эта опция устанавливается на автомобиль во время сборки на заводе. Доустановить ее нельзя.

Совет. Это не самая важная вещь в автомобиле. Лучше сэкономьте деньги для какой-нибудь более полезной опции.

Датчик внешнего освещения

Датчик внешнего освещения – датчик, автоматически включающий ближний свет фар в темное время суток и при въезде в тоннель. Также он может менять дальний свет на ближний при появлении встречного транспорта. 

Плюсы и минусы. Датчик делает за водителя то, но что часто и отвлекаться не хочется, и в этом его главный плюс. Другие плюсы – своевременное включение ближнего света в сумерки и при въезде в тоннели, когда водитель первые несколько секунд, попав со света в темноту, плохо видит дорогу. Минусов нет, а то при таких небольших плюсах опция просто умерла бы.

Установка. Эта опция устанавливается на автомобиль во время сборки на заводе. Доустановить ее уже после покупки машины нельзя.

Совет. Ездите всегда с ближним светом фар и нужды в датчике внешнего освещения не будет. Кроме того, езда с ближним светом делает ее безопаснее для окружающих и для вас самих. Игра же дальним светом приятна, но не более.

Новый блок

Датчик уровня омывающий жидкости

Датчик уровня омывательной жидкости - датчик, говорящий о моменте, когда пора долить омывающей жидкости.

Плюсы и минусы. В отличие от датчика износа тормозных колодок (см. в этой же статье) датчик уровня омывательной жидкости более полезная опция. Согласитесь, неприятно, если у вас неожиданно заканчивается омывайка, а на улице грязь или слякоть. Как мыть лобовое стекло? Бывалые автолюбители всегда на этот случай возят в багажнике небольшой запас омывательной жидкости. В некоторых автомобилях, если открыть капот, хорошо виден бачок с омывайкой и уровень жидкости в нем, но в большинстве современных автомобилей этот бачок спрятан где-то сбоку на уровне бампера, и сколько в нем осталось омывайки – никак не увидеть. Если желания постоянно возить с собой канистру с омывательной жидкостью нет, то есть смысл заказать эту простую, но полезную опцию.

Установка. Эта опция устанавливается на автомобиль во время сборки на заводе. Доустановить ее уже после покупки машины нельзя.

Совет. Если у вас в бачке кончилась омывательная жидкость, то не гоняйте в сухую моторчик, перекачивающий омывайку, пытаясь «выжать» на стекло «еще хоть капельку»: от этого он просто сгорит, в лучшем случае перегорит предохранитель.

Датчик давления воздуха в шинах

Датчики давления воздуха в шинах - датчик, сигнализирующий о падении давления воздуха в шинах при проколах и других повреждениях.

Плюсы и минусы. Более ненужного датчика, наверное, в машинах не бывает. То, что у автомобиля спущено колесо, любой даже неопытный водитель догадается сразу, а датчик только подтвердит предположение. Очень опасно, если колесо вдруг лопнет на большой скорости, но датчик давления тут ничем не поможет. К тому же эти датчики склонны к «глюкам»: нет-нет, да и сработают без причины. Первое время пугаешься, паркуешься у обочины и проверяешь колеса, постукивая по ним носком ботинка, а потом просто перестаешь обращать внимание на писк этого паникера – датчика давления воздуха в шинах. И стоило его покупать? Причем само давление он не мерит.

Установка. Эта опция устанавливается на автомобиль во время сборки на заводе. Доустановить ее уже после покупки машины нельзя.

Совет. Конечно, не все так мрачно, как я тут написал. Один раз мне датчик давления пригодился – подсказал, что подспускает переднее левое колесо. Проблема решилась заменой ниппеля. Стоит ли это потраченных на датчик денег – решать вам.

Датчик парковки (парктроник)

Датчик парковки (парктроник) – датчик, сигнализирующий о приближении машины к препятствию. Монтируется в задний, а иногда и в передний бампер.

Плюсы и минусы. Опция, полезная даже для небольших автомобилей, и просто необходимая для больших. Датчики в заднем бампере, активируясь вместе с включением задней передачи, «замечают» многое, что не видно в зеркала заднего вида: коварные столбики, слишком высокие бордюры или ребенка, появившегося внезапно и непонятно откуда. Чем ближе вы к препятствию, тем чаще пикает датчик. Минусов у датчика парковки нет. Датчики парковки в переднем бампере тоже весьма полезны. Почти у всех современных машин край капота с водительского места не виден, и не все водители идеально чувствуют габариты своих автомобилей. Это заставляет их нервничать при маневрировании на парковках или в пробках. Передний датчик парковки также оберегает автомобиль от слишком высоких бордюров и незаметных колышков.

Установка. При желании датчики парковки можно доустановить на любой автомобиль у дилера или в специальном сервисе.

Совет. По возможности не отказывайтесь от этой опции, даже если покупаете автомобиль класса «А». Интересный факт: в списке опций на тяжелый внедорожник Hummer H2 датчиков парковки не было.

Дистанционное управление на руле

Дистанционное управление на руле (мультируль или дистанционное управление на рулевой колонке) – кнопки управления аудиосистемой, круиз-контролем (см. в этой же статье) и телефоном, выведенные на спицы рулевого колеса или на джойстики на рулевой колонке.

Плюсы и минусы. Эта опция добавляет не только комфорта, но и безопасности – не надо отпускать руль и косить глазом на панель управления аудиосистемой, чтобы сменить трек, радиостанцию или прибавить громкость. С руля все это делается в слепую, интуитивно, без отвлечения от дороги. И в этом главный плюс дистанционного управления на руле или на рулевой колонке. Кстати, управление круиз-контролем располагается только на руле или рулевой колонке и нигде больше. Минусы такого расположения – это уже частности, зависящие от удобства исполнения. Приведу несколько примеров. У некоторых Nissan кнопка переключения треков и радиостанций выступает так далеко, что крутя руль ее частенько задеваешь, выключая любимую музыку. У новой Mazda6 кнопки на руле сделаны по принципу кнопок управления сотового телефона – безумно удобно и даже привыкать не приходится, но… Если вы стоите в пробке и руль ваш повернут вверх ногами, то все удобство пропадает. Поэтому лучше, когда дистанционное управление находится на джойстике на рулевой колонке: как бы ни был вывернут руль, управление аудиосистемой всегда на одном, привычном для вас месте, и никакого риска что-то случайно переключить. Но не все производители так делают.

Установка. Доустановить опцию на уже купленную машину можно. Особенно это легко, если автопроизводитель предлагает джойстики дистанционного управления на рулевой колонке, а не мультируль с кнопками на его спицах. Некоторые производители вовсе не предусматривают доустановку на автомобиль этой опции.

Совет. Если вы часто меняете радиостанции или треки, то дистанционное управление на руле или рулевой колонке вам очень пригодится.

Зеркала заднего вида с подогревом

Зеркала заднего вида с обогревом - боковые зеркала заднего вида, имеющие функцию подогрева, что не дает им запотевать и замерзать в дождливую погоду или в мороз. Подогрев зеркал включается вместе с обогревом заднего стекла (см. в этой же статье), одной и той же кнопкой.

Плюсы и минусы. Про главный плюс уже сказано - не давать зеркалам запотевать и замерзать в дождливую погоду или в мороз. Минус у таких зеркал невелик – высокая цена замены в случае, если зеркало разобьется. Происходит это очень редко, но все же происходит: либо на скорости срежут, либо на парковке свернут.

Установка. Подогрев зеркал устанавливается на автомобиль при его сборке на заводе. После покупки (заказа) дооснастить машину этой опцией нельзя.

Совет. Очень нужная в наших широтах опция, избавляющая водителя от необходимости то и дело тереть зеркала заднего вида салфеткой. Если до левого зеркала дотянуться легко, то до правого – очень сложно. Совет прост: не обращайте внимания на упомянутый минус.

Зеркала заднего вида складываемые с электроприводом

Зеркала заднего вида складываемые с электроприводом – боковые зеркала заднего вида, обладающие электроприводом складывания. В противном случае, при необходимости складывать их нужно руками. Этой опцией может дооснащаться функция электрорегулирки зеркал (см. Зеркала заднего вида с электрорегулиркой).

Плюсы и минусы. У этой опции есть только плюсы. Например, при постановке автомобиля на охрану, зеркала могут автоматически складываться: проход между припаркованными машинами становится шире, вероятность того, что зеркало будет задето проезжающим мимо автомобилем уменьшается. Зеркала можно сложить принудительно, не выходя из машины. Это может понадобиться при маневрировании на узкой дорожке или на тесной парковке, когда машина с разложенными зеркалами не проходит в имеющийся проем. И еще один важный плюс – чтобы сложить зеркала в сырую погоду, когда автомобиль с головы до ног забрызган грязью, не нужно пачкать руки – достаточно лишь нажать кнопку.

Установка. Зеркала заднего вида с электроприводом складывания устанавливаются на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. В условиях тесных городских улиц и парковок складываемые электрозеркала превращаются из забавной игрушки в относительно нужную опцию. Она способна существенно облегчить жизнь, но это не значит, что без нее нельзя прожить. Во-первых нужна эта опция, слава Богу, не так часто. Во-вторых, все современные иномарки имеют складываемые боковые зеркала. Чтобы их сложить, достаточно лишь высунуть руку в окно или выйти из машины и повернуть зеркало к стеклу. Электроскладывание лишь делает этот процесс более удобным и сохраняет руки чистыми.

Зеркала заднего вида с электрорегулировкой

Зеркала заднего вида с электрорегулиркой - боковые зеркала заднего вида, имеющие электропривод, которым регулируется угол наклона самого зеркала, находящегося в неподвижной чашке. Управляется при помощи джойстика «вверх-вниз-влево-вправо» и переключателем «левое-правое зеркало». Недорогой альтернативой этой опции служат рычажки в салоне автомобиля, которые являются как бы продолжением зеркал. Поворачивая их, водитель настраивает зеркала под себя.

Плюсы и минусы. Плюсов у этой опции много, но во главе списка – возможность настраивать зеркала под себя, сидя в «рабочем» положении. При этом не надо наклоняться или тянуться к зеркалам и их рычажкам, а потом, возвращаясь в исходное положение, смотреть, что получилось. Многие в ответ на это возражают, что настраиваются зеркала один раз, а потом настройка подправляется дай бог раз в месяц. На этот счет у меня скопилась масса возражений. Во-первых, после сдачи машины на сервис все приходится перестраивать под себя заново (и зеркала в том числе). Во-вторых, сегодня автомобиль управляется поочередно несколькими членами семьи. В-третьих, эта опция облегчает парковку и многие автолюбители этим активно пользуются. При езде задним ходом можно и даже нужно наклонить правое зеркало заднего вида ниже – и вот вам прекрасно виден угол бампера, бордюр и идущее вдоль него заднее колесо вашего автомобиля. Это настолько удобно, что в дорогих машинах эта настройка действует автоматически: после включения задней передачи зеркала заднего вида наклоняются вниз сами.

Установка. Зеркала заднего вида с электрорегулировкой устанавливаются на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. Не обходите вниманием эту опцию.

Зеркало заднего вида внутрисалонное электрохроматическое

Зеркало заднего вида внутрисалонное электрохроматическое - автоматически затемняющееся зеркало, препятствующее ослеплению водителя фарами едущих сзади машин.

Плюсы и минусы. Плюс очевиден и описан в определении, но прежде чем заказывать такое зеркало, прочтите про его альтернативу – обычное зеркало с переключателем положений. Если кто-то вас слепит сзади, вам стоит только щелкнуть переключателем внизу зеркала и оно, сменив наклон, уводит яркий свет в потолок, а вашим глазам подставляет как бы второй свой слой, который отражает все не так ярко, но достаточно хорошо, чтобы видеть, что происходит сзади. Стоит такое зеркало в разы дешевле (устанавливается в базе, по умолчанию), правда оно уже не автоматическое. Существование такого простого, недорогого зеркала и является минусом зеркала электрохроматического, более удобного, но и более дорогого. Других «минусов» у автоматически затемняющегося зеркала заднего вида нет.

Установка. Эту опцию можно установить на любой автомобиль и в любое время.

Совет. Ориентируйтесь на средства, которые вы запланировали на покупку машины. И помните, что доустановить эту опцию вы всегда успеете.

Камера заднего вида

Камера заднего вида – видеокамера, устанавливаемая по центру крышки или двери багажника и активирующаяся в момент включения задней передачи. Цветное изображение передается на монитор, вмонтированный в центральную консоль. На изображение накладывается сетка возможных траекторий движения автомобиля (не на всех авто), которая может корректироваться в зависимости от угла поворота колес.

Плюсы и минусы. У камеры заднего вида три плюса. Во-первых, при движении задним ходом вам все отлично видно – любой колышек, травинка, бордюр и, самое главное, яма, которую не «увидит» датчик парковки (см. в этой же статье). Во-вторых, камера заднего вида помогает парковаться. Благодаря сетке возможных траекторий прекрасно видно, куда и как поедет машина: поверх изображения проложена, так сказать, колея, которая изгибается при повороте руля. И отстроено все настолько точно, что можно легко проезжать всего в половине сантиметра от припаркованных машин и других препятствий, не опасаясь задеть их. И третий плюс – продвинутость опции, но он скорее греет душу. Есть у камеры заднего вида и минусы. В дождливую погоду и зимой она пачкается и для того, чтобы ею воспользоваться, надо сперва протереть ее глазок. Это не такой маленький минус, как может показаться. В этот момент водитель выходит из машины и, как правило, не глушит мотор и даже не закрывает дверь – чем не случай для угона? Другой минус тоже нешуточный: увлекшись парковкой задним ходом, а точнее сконцентрировавшись только на видеоизображении, можно легко забыть про то, что надо еще смотреть по сторонам и в зеркала заднего вида. Камера показывает только пространство за автомобилем, но никак не дает знать о том, что слева или справа кто-то едет вам наперерез.

Установка. Камера заднего вида устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. По большому счету эта камера – дорогая игрушка, да и устанавливается она только на дорогие версии машин, в общей цене которых их стоимость не особо заметна. На практике, обычные датчики парковки более эффективны.

Камеры кругового обзора

Камеры кругового обзора – видеокамеры, устанавливаемые по периметру авто (в решетке радиатора, в боковых зеркалах заднего вида, на двери или крышке багажника) и активирующаяся нажатием специальной кнопки. Цветные изображения передаются на монитор, вмонтированный в центральную консоль, и выстраивается на нём вокруг картинки автомобиля, словно сфотографированного сверху. Создаётся ощущение стороннего наблюдателя, будто ты наблюдаешь за паркующимся авто с балкона.

Плюсы и минусы. У этой системы те же плюсы и минусы, как у камеры заднего вида (см. выше). Конечно же, система не из дешевых, и предлагают ее далеко не все автопроизводители. По большому счету, это придумка Nissan.

Установка. Камеры кругового обзора устанавливаются на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. По большому счету это дорогая игрушка, да и устанавливается она только на некоторые авто.

Коробка-автомат (автомат, АКПП)

Коробка-автомат (автомат, АКПП) – автоматическая коробка переключения передач, работает самостоятельно, освобождая водителя от необходимости выжимать сцепление и работать рычагом переключения передач. Принцип ее работы прост: грубо говоря, по краям ванны с маслом находятся два вентилятора. Один крутится от двигателя, а другой подсоединен к колесам. Машина едет как по маслу в буквальном смысле: крутящий момент с мотора передается на колеса благодаря получающемуся из-за кручения вентиляторов току масла. Именно поэтому автомобиль с коробкой-автоматом начинает ехать на холостых оборотах, без подгазовки, стоит лишь перевести рычаг управления КПП в режим «Drive» (D). И по этой же причине переключать режимы работы коробки-автомата можно лишь предварительно нажав на педаль тормоза – все ради нашей безопасности. Многие современные автоматы умеют адаптироваться под стиль вождения владельца – активный или экономичный, позволяя мотору раскручиваться до предельных оборотов и лишь потом переходя на следующую передачу, либо переключаясь на нее при первой же возможности, не крутя без надобности мотор выше 2500 оборотов в минуту. Автомат имеет несколько режимов работы: «Р» (parking) – парковка (блокировка коробкой колес для длительной стоянки), «R» (reverse) - задний ход, «N» (neutral) - нейтраль (обрывающая связь с колесами), «D» (drive) – драйв, езда (основной режим). К этим режимам может добавляться еще пара: «1» или «L» (low) – езда на первой передаче (для плохих дорог и езды по грязи, что не позволяет коробке при пробуксовке колес и просто при повышении скорости переключаться на вторую передачу), «2» - переключение не выше второй передачи, только первая и вторая (для горных и других подобных дорог, где важна хорошая связь мотора с колесами, а скорость машины выше, чем при езде по грязи и снежной каше). Ряд автоматов имеют функцию «тип-троник» или «мульти-троник», «изи-троник», что еще называют «возможность переключения передач в ручную». Это такая игрушка, которая позволяет водителю переключать передачи по своему усмотрению. Динамики машине это не добавляет, но позволяет почувствовать себя раллийным гонщиком. Тип-троник может дооснащаться подрулевыми лепестками (см. лепестки подрулевые в этой же статье), что позволяет переключать передачи не рычагом, а прямо с тыла руля, как в болидах Формулы 1.

Плюсы и минусы. Главный плюс, ради чего и придумывалась такая коробка, - сделать управление автомобилем проще (газ и тормоз) и избавить водителя от необходимости переключать передачи. С автоматом вы меньше отвлекаетесь от дороги, переключения происходят мягко, а то и вовсе незаметно. Современные автоматы настолько долговечны, что их производители готовы давать на них гарантию, превышающую не только гарантию на саму машину, но и заложенный в нее ресурс. Но не стоит думать, что автоматы совсем не ломаются. Все зависит от того, как их использовать (см. совет ниже). Минусов у автомата немного. Если сравнивать с коробкой-механикой (см. в этой же статье), то расход топлива у машины с автоматом увеличивается примерно на один литр на 100 км городских дорог, а на трассе разница и вовсе не заметна. Автомат хорош на автомобилях мощностью от примерно 120 л.с. Малолитражные машины, оснащенные автоматом, начинают казаться еще слабее, а при включенном кондиционера (см. в статье «Комфорт») и вовсе не едут. Поэтому на малолитражки производители предпочитают вместо автомата устанавливать коробку-робот (см. в этой же статье). И еще: автомат не любит грязи, точнее, когда колеса подолгу буксуют в ней, и буксировки на нейтрали - машина может проехать всего несколько сот метров, а потом… коробка под замену или на капитальный ремонт. Нейтраль у автомата лишь для коротких буксировок, сравнимых с погрузкой на эвакуатор.

Установка. Коробка-автомат устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Советы. Не пользуйтесь нейтралью вообще, прогревайте коробку-автомат перед поездкой (30-60 секунд постоять на «D» (драйве), держа ногу на педали тормоза), желая разогнаться побыстрее, не выжимайте педаль газа просто «в пол», а сперва качните ее на половину хода, не жмите на обе педали (газа и тормоза) одновременно. И последнее: автомат настолько удобен, надежен и прост, что люди, поездившие на нем, пересаживаются на механику с большой неохотой. Не отказывайте себе в этой опции, особенно если вы горожанин.

Коробка-вариатор (CVT)

Коробка-вариатор (CVT) – бесступенчатая коробка «переключения передач». Принцип ее работы прост и красив: образно говоря, это два умеющих изменять свой диаметр колесика, связанных стальным или иным ремнем. Одно колесико крутится от мотора, другое – связано с ведущими колесами автомобиля. Когда колесики меняют свой диаметр (одно становится больше, другое – меньше), меняется и передаточное число (то, что соответствует передачам в коробках автомат, механика и робот). Поэтому при кик-дауне (резком разгоне) двигатель автомобиля сразу возьмет максимальные обороты и будет держать их до достижения автомобилем максимальной скорости, либо пока водитель не ослабит нажим на педаль газа. Как и коробка-автомат (см. в этой же статье), вариатор имеет те же режимы работы: «Р» (parking) – парковка (блокировка коробкой колес для длительной стоянки), «R» (reverse) - задний ход, «N» (neutral) - нейтраль (обрывающая связь с колесами), «D» (drive) – драйв, езда (основной режим). Как ни странно, есть у вариатора и функция «тип-троник» или «мульти-троник», что еще называют «возможность переключения передач в ручную» - точь-в-точь как у автомата. Все просто – в таком случае делается условное биение на передачи, которого нет в обычном режиме «D». Управление вариатором ничем не отличается от управления автоматом. Часто из-за этого их даже путают.

Плюсы и минусы. Вариатор делает управление автомобилем проще (газ и тормоз) и избавляет водителя от необходимости переключать передачи. При езде на вариаторе водитель меньше отвлекается от дороги, переключений нет, поэтому разгон получается абсолютно плавным и из-за этого даже скучным. Современные вариаторы настолько долговечны, что их производители готовы давать на них гарантию (в частности на ремень), превышающую не только гарантию на саму машину, но и заложенный в нее ресурс. Минусы вариатора те же, что и у автомата: слегка увеличенный расход топлива (примерно литр на 100 км), незначительный забор мощности у двигателей небольшого объема и нежелательность долгих буксировок на нейтралке и пробуксовок в грязи и в снегу.

Установка. Вариатор устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. Советы те же, что и в статье про коробку-автомат. 1. Не пользуйтесь нейтралью вообще. 2. Прогревайте вариатор перед поездкой (30-60 секунд постоять на «D» (драйве), держа ногу на педали тормоза). 3. Желая разогнаться побыстрее, не выжимайте педаль газа просто «в пол», а сперва качните ее на половину хода. 4. Не жмите на обе педали (газа и тормоза) одновременно. Вариатор настолько удобен, надежен и прост, а главное плавен, что люди, поездившие на нем, пересаживаются на механику с большой неохотой. Даже коробка автомат для них кажется менее комфортной. Не отказывайте себе в этой опции, особенно если вы горожанин и любите плавные разгоны.

Коробка-механика (МКПП)

Коробка-механика (МКПП) – коробка переключения передач, со сцеплением, при помощи которого изменяется значение передаточного числа (передача). В МКПП сцеплением управляет сам водитель, выжимая педаль. Выбор передачи делает тоже водитель, своим умом и руками, без участия электроники.

Плюсы и минусы. Самая распространенная и самая известная коробка в мире не требует долгих представлений. Если с ней обращаться с умом, не перекручивать мотор сверх надобности, то можно добиться высокой экономичности в плане расхода топлива. Механика недорога при покупке и дешева в обслуживании, она не боится грязи и дает колесам смело в ней буксовать без последствий для себя. Взять хотя бы самый известный и очень эффективный способ преодоления разного рода препятствий, кои встречаются в России не только вне дорог, но и на дорогах – «в раскачку». Ни одна коробка, кроме, пожалуй, робота (см. коробка-робот в этой же статье), не позволяет использовать этот прием. Поэтому все настоящие суровые внедорожники оснащаются только механической коробкой переключения передач (плюс раздаточная коробка). Многим нравится то, что МКПП позволяет водителю лучше чувствовать автомобиль и мотор, чем все другие коробки, азартно переключаться и пропускать идущий на колеса крутящий момент словно сквозь пальцы, дозируя его точно и обдуманно. Теперь о минусах. При езде на механике приходится переключать передачи самому, и это очень надоедает, особенно в условиях большого города с его пробками и большими расстояниями. Правда, к этому привыкаешь и не замечаешь. Но пересев на коробку-автомат (см. в этой же статье), возвращаться обратно на механику уже не хочется, и именно по этой причине. Если автоматы и вариаторы (см. коробка-вариатор в этой же статье), могут работать без поломок годами и сотнями тысяч километров, то на механики порой приходится менять сцепление. Это не дорого и не долго, да и мало похоже на минус, но такую особенность эксплуатации нельзя не учитывать. Да! Чуть не забыл! Еще механика вызывает у водителя плохую привычку – держать правую руку на рычаге переключения передач, а не на руле. Не поддавайтесь! Одной левой рукой много не нарулишь, даже если автомобиль оснащен усилителем рулевого управления (см. в этой же статье). 

Установка. Коробка-механика устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. Купить машину с механикой можно по двум причинам – экономия при покупке и хорошее слово «надо» - для внедорожья или из-за неприемственности минусов коробоки-автомата и вариатора. Покупать авто на механике только из-за того, чтобы не казаться новичком или не «настоящим мужчиной», простите, смешно.

Коробка-робот

Коробка-робот – коробка с тем же принципом работы, что и коробка-механика (см. в этой же статье), но передачи в нем переключает электроника – робот, без участия водителя. Управление роботом аналогично управлению коробкой-автоматом или вариатором (см. в этой же статье). Робот пришел на гражданские автомобили из мира спорта (как и многие другие опции и технологии).

Плюсы и минусы. Это самая прогрессивная коробка переключения передач. В мире автоспорта она прижилась благодаря своему малому весу и быстроте реакции. На гражданские автомобили она перекочевала в слегка упрощенном и удешевленном виде, но не на все: на дорогие машины ставится тот же самый молниеносный и дорогой робот (Audi TT, Infiniti). Быстрыми роботами оказались и коробки с двумя сцеплениями. Рычаг управления роботом и принцип работы с ним может выглядеть так же, как у автомата или вариатора – один в один, а может и отличаться. Многие роботы не имеют режима «P» (парковка), и на стоянку машину оставляют либо на передаче (основной или задней) или на нейтралке и на ручнике (ручном стояночном тормозе). При включении передачи, машина не начинает ехать уже на холостых оборотах, как это делают автомобили с автоматом или вариатором, а стоит на месте или откатывается под горку, пока водитель не поддаст газку. На удешевленных роботах (Toyota Corolla, Opel Corsa, Renault, Lada и т.д.) переключение передач происходит медленно и не очень комфортно. Многих такие переключения буквально выводят из себя – разгоняющийся автомобиль вдруг начинает практически тормозить, потом, переключившись, снова разгоняться. Для того, чтобы не было этих рывков вперед-назад, надо на время переключения убирать ногу с педали газа. И тут главное – подгадать момент переключения. На каких-то машинах он прозрачен (Alfa Romeo 147, Peugeot 1007 и 107, Citroen C4 – за день езды привыкаешь и ловишь его без проблем), а на каких то предугадать момент перехода на другую передачу очень сложно (Toyota Corolla и Auris – требуется больше времени, чтобы начать чувствовать робот). Что касается дорогих роботов, о которых упоминалось выше, то у них этой проблемы нет – переключения моментальные (десятые а то и сотые доли секунды) и незаметные. При единственном минусе робота (имеются в виду недорогие экземпляры), плюсов у него много. Во-первых, экономичность в расходе топлива. Во-вторых, малый вес. И в-третьих, большой ресурс и небольшая цена.

Установка. Коробка-робот устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. Обязательно опробуйте коробку-робот на тест-драйве у официального дилера. Все роботы, как уже упоминалось, работают по-разному. Возможно, вам не захочется мириться с его особенностями долгие годы.

Круиз-контроль

Круиз-контроль – функция поддержания постоянной заданной скорости, независимо от того, движется автомобиль под горку, или взбирается на нее. При этом водителю не нужно давить ни на педаль газа, ни на педаль тормоза. Круиз-контроль бывает адаптивным, что выражается очень просто – он умеет держать дистанцию до впередиидущей машины. Активируется круиз-контроль при помощи кнопок на руле или рулевой колонке, дезактивируется там же или нажатием на педаль тормоза или газа. Круиз-контроль устанавливается как на коробку-автомат и вариатор, так и на механику и робот (см. коробка-автомат, коробка-вариатор, коробка-механика и коробка-робот в этой же статье).

Плюсы и минусы. Опция для путешественников, хотя, парадокс, класс GT (Gran Turismo – из названия видна связь с путешествиями) ею не оснащается в принципе и по закону устоявшегося жанра. В долгих поездках правая нога устает неподвижно лежать на педали газа, кроме того, постоянно гуляет скорость – то машина едет быстрее, то медленнее. А расход бензина, по сравнению с городским циклом, уменьшается не на много. Все эти проблемы решает простой круиз-контроль. Скорость становится постоянной и в горку и под горку, ноги не устают, расход топлива снижается до указанного в паспорте автомобиля (например, 6 литров на 100 км пути у 2-литрового мотора с коробкой-автоматом). Кроме того, можно не опасаться притаившихся в кустах гаишников с радарами, не сверяться постоянно со спидометром: «не разогнал ли я случайно автомобиль быстрее положенного», а такое бывает часто. Для себя я выделил круиз-контроли двух видов, в зависимости от того, как они активируются. Первый – не очень удобный: автомобиль разгоняется до нужной скорости, после чего кнопкой включается круиз и машина начинает поддерживать заданный темп (Mitsubishi). Неудобство в неточности задаваемой скорости и в невозможности откорректировать ее, не отключая круиз. Часто машины с подобным круизом превышают заданную скорость, идя под горку, что чревато штрафом при затаившихся гаишниках. Второй вид – удобный: скорость может задаваться как педалью газа, так и при помощи кнопок «+» и «-» на руле или рулевой колонке, при этом скорость автомобиля (с точностью до 1 км/ч) указывается на информационном табло около спидометра (Peugeot, Mazda). При необходимости скорость можно корректировать, не выходя из режима круиза: уменьшать при въезде в населенный пункт и прибавлять при обгонах. Адаптивный круиз-контроль управляется так же, но умеет держать дистанцию до впередиидущей машины, притормаживая и снова разгоняя ваш автомобиль, но не выше заданной скорости. Такой круиз можно применять даже в пробках. Не пасует он и при возникновении помех движению на трассах - может оттормозиться вплоть до полной остановки. Круиз-контроль, призванный поддерживать заданную скорость, может иметь еще одну функцию – ограничение скорости. Например, дабы не нарушать ПДД, ставим ограничение на 60 км/ч и едем как всегда – разгоняясь и притормаживая… Но как бы мы не давили на педаль газа, машина быстрее 60 км/ч не поедет. При этом нет необходимости постоянно осаждать себя, сверяясь со спидометром – не разогнался ли быстрее положенного. Явная выгода – в невыписанных штрафных квитанциях.

Установка. Многие производители предлагают доустановить круиз-контроль на уже купленный автомобиль в любое время. Это не сложная операция.

Совет. Если вы хоть изредка ездите на дальние расстояния, то закажите круиз-контроль на свой автомобиль.

Ксенон

Ксенон – набор ксенонового головного освещения, светит ярким и чистым белым или голубоватым светом.

Плюсы и минусы. Начну с минуса, потому что он только один – ксенон стоит недешево и если порой перегорает, то требует немалых затрат на замену ламп. А теперь о многих плюсах этой опции. От ксенона у водителя не устают глаза даже во время долгих ночных путешествий, все прекрасно видно. Ксенон не слепит водителей на встречной полосе и во впереди идущих машинах – после него перед глазами не пляшут черные пятна, а если пляшут, значит ксенон «липовый». Еще один существенный плюс – ксеноновые фары не греются, поэтому на них не смерзается и не накипает грязь, и она легко и безупречно счищается омывателями фар (см. в этой же статье). 

Установка. Ксенон может устанавливаться и демонтироваться по желанию владельца.

Совет. Не пытайтесь имитировать ксенон – ни одного из перечисленных плюсов вы не получите. Если на настоящий ксенон денег не хватает, то лучше и безопаснее ездить с обычными фарами, чем с подделкой.

Лепестки подрулевые

Лепестки подрулевые – два лепестка на тыльной стороне руля (слева и справа) со знаками «+» и «-», при помощи которых можно переключать передачи коробки-автомата, вариатора или робота при езде в режиме «М» (Manual (тип-троник, изи-троник, мульти-троник) - переключение передач вручную).

Плюсы и минусы. В двух словах: баловство, но прикольное. Передачи при этом можно переключать и рычагом коробки передач, но лепестками все же интереснее: чувствуешь себя гонщиком Формулы 1. Плюсов и минусов в этом нет. Баловство!

Установка. Чаще эта опция ставится по умолчанию, вместе с коробкой передач. Доустановить ее на уже купленный автомобиль нельзя.

Совет. Не советовал бы специально гнаться за этими лепестками. Они того не стоят. Но коли уж комплектация их подразумевает и отказаться от них нельзя, то ничего плохого в этом нет. Можно иногда поприкалываться.

Маршрутный компьютер

Маршрутный компьютер – рассчитывает и выводит на дисплей информацию о пробеге, расходе и запасе топлива, средней скорости, температуре окружающего воздуха, опасности гололеда.

Плюсы и минусы. Какие минусы могут быть у информации и аналитики? С таким компьютером вы всегда знаете, сколько километров вы можете проехать на оставшемся в баке топливе (если меняется манера вашей езды, например, на более спокойную или наоборот интенсивную, то компьютер перерасчитывает это расстояние). Имея бортовой компьютер, можно следить за моментальным расходом топлива, что поможет ездить более экономно. Если вы ездите по одному и тому же городу, то высчитанная компьютером средняя скорость поможет более-менее точно определять, сколько времени займет дорога из точки А в точку В, если вы знаете сколько между ними километров. Факт: средняя скорость в Москве до кризиса 2008-2009 года – 25 км/ч. Зная это, вы не ошибетесь в расчете длительности поездки по времени.

Установка. Эта опция устанавливается на автомобиль во время сборки на заводе. Доустановить ее нельзя.

Совет. Привыкнув к маршрутному компьютеру, становится трудно обходиться без него. Вывод – вещь полезная, надо брать по возможности. Не путайте с бортовым компьютером. (См. дополнительно Бортовой компьютер в этой же статье.)

Мультируль

Мультируль – см. Дистанционное управление на руле в этой же статье.

Навигационная система

Навигационная система – электронная карта с изменяемым масштабом, на которой показывается месторасположение вашего автомобиля и прокладывается маршрут до той или иной точки, достаточно лишь ввести ее адрес. Информация транслируется на монитор центральной консоли, может дублироваться в некоторых авто на панель приборов. Езда по проложенному маршруту сопровождается подсказками: куда и через сколько метров следует повернуть. Если водитель сбивается с маршрута, система тут же прокладывает новый.

Плюсы и минусы. Очень удобная и незаменимая вещь при езде по незнакомым районам и городам. С ней невозможно заблудиться даже тем, кто не умеет читать карты и плохо ориентируется на местности. А тех, кто все это умеет, навигация избавляет от этой рутинной работы и ненужных остановок для сверки с картой и расспросов аборигенов. Даже если вы не знаете «где это находится?» навигационная система вас туда проведет. Минус у системы один - она слишком дорогая и имеет массу более дешевых аналогов, вплоть до бесплатных. Вы знаете, о чем речь. Не всякий производитель делает собственные навигационные системы для России. А если делает, то только для крупных городов. Например, для Москвы и Санкт-Петербурга. За их пределами на карте часто белое пятно. Стоит ли заказывать такую навигацию, если уже после покупки машины можно приобрести универсальную и использовать ее даже когда ходишь пешком? Приведу пару примеров штатной навигации BMW по Москве (дело было в 2007 году). Системы была еще в стадии доработки и в ней были некоторые неточности. Один раз она посоветовала мне нырнуть в речку Яузу, свернув, таким образом, в проходящий под ней Лефортовский тоннель. А в другой раз просила развернуться на МКАДе, но не на развязке, а через технологический разрыв около поста ДПС. На провокации я не поддался.

Установка. Штатная система навигации устанавливается на автомобиль во время его сборки на заводе. Доустановить эту опцию нельзя, но можно приобрести нештатную, которая ни в чем не уступает навигациям автопроизводителей, либо установить приложение на свой смартфон. 

Совет. Уж что-что, а штатная навигация подождет, тем более что ей есть достойные замены.

Обогрев заднего стекла

Обогрев заднего стекла – полоски, напыленные на заднее стекло. Через них проходит ток, что приводит к нагреву поверхности стекла. Обогрев препятствует запотеванию стекла и растапливает снег, лежащий на нем снаружи, а также отогревает щетку стеклоочистителя.

Плюсы и минусы. Током обогрев стекла не бьет, а других минусов у него и быть не может. В климатических условиях России функция буквально незаменима: в сырую и холодную погоду обогрев сохраняет заднее стекло если не чистым, то прозрачным, что очень важно для хорошего обзора. Ни один уважающий себя российский автолюбитель не обойдет вниманием эту опцию.

Установка. Чаще обогрев заднего стекла идет в базе. При желании опцию можно доустановить уже после покупки машины.

Совет. Заказывайте обогрев заднего стекла на свой автомобиль не задумываясь.

Обогрев лобового стекла

Обогрев лобового стекла – едва заметные частые полоски, напыленные на переднее стекло. Через них проходит ток, что приводит к нагреву поверхности стекла. Обогрев препятствует запотеванию стекла, растапливает снег и отогревает щетки стеклоочистителей.

Плюсы и минусы. Опция может показаться лишней, ведь в любом автомобиле есть обдув лобового стекла. Но не все так просто. Во-первых, обогрев может пригодиться, когда холодным зимним утром автомобиль только прогревается на стоянке, его лобовушка и дворники скованы льдом, климат-контроля (см. в стотье «Комфорт») в машине нет, а мотор нагреется еще не скоро, чтобы все это растопить горячим воздухом. Во-вторых, обогрев лобового стекла пригодится, когда вопреки всему лобовушка потеет, а воздуха на нее не хватает, так как весь он направлен на мерзнущие ноги (подробнее об этом читайте в рассказе «Стекло лобовое с теплоотражающим покрытием» в этой же статье). Все это кажется незначительным, но, поверьте, это не так. Во время одного из тест-драйвов в 20-градусный мороз пришлось очень пожалеть, что у лобового стекла моей машины не было ни теплоотражающего покрытия, ни подогрева. Стекло потело, ноги мерзли, хотя при этом в салоне было очень жарко. Небольшой минус обогрева лобового стекла, на который частенько жалуются автовладельцы – маячащая перед глазами сетка нагрева: стоит ее раз заметить и уже невозможно смотреть сквозь, глаза то и дело на ней фокусируются.

Установка. Обогрев лобового стекла устанавливается на автомобиль на заводе изготовителе. Доустановить эту опцию можно, поменяв стекло и добавив соответствующую кнопку на центральную консоль.

Совет. Смотрите по бюджету: у вас на выбор два варианта. Обязательно выберите один из них.

Обогрев рулевого колеса

Обогрев рулевого колеса – функция подогрева обода руля, которого касаются руки водителя.

Плюсы и минусы. Ни единого минуса у опции нет, а плюсы ее начинаешь по-настоящему ценить, садясь в автомобиль, не оснащенный подогревом руля. Хоть такой автомобиль и прогрет, и в салоне тепло, но руль еще долго остается ледяным, морозя руки и не позволяя как следует управлять машиной.

Установка. По идее, дооснастить автомобиль подогревом руля можно в любой момент. Ничего сложного нет. Вопрос в том, идет ли на это производитель. Поэтому в каждом конкретном случае лучше поинтересоваться, возможно ли дооснащения автомобиля этой опцией уже после его покупки.

Совет. Зимы у нас все еще долгие и холодные, и подогрев руля пригодится вам не раз.

Обогрев форсунок омывателя

Обогрев форсунок омывателя – функция подогрева специальных отверстий (форсунок), через которые на лобовое стекло брызгается омывательная жидкость.

Плюсы и минусы. Несмотря на огромный выбор разного рода незамерзающих омываек, все они замерзают задолго до указанной на упаковке температуры, превращаясь в моченый снег. Замерзают и сами форсунки – тепла от двигателя не всегда достаточно, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии зимой, особенно когда машина едет по трассе и как следует обдувается со всех сторон морозным воздухом. Либо в форсунках замерзает талый снег, либо сама омывайка. Бороться с этим невозможно, иначе не придумали бы подогрев форсунок. Эта опция сбережет и сам насос омывателя, ведь ему не придется надрываться, пытаясь пробить лед в форсунках. При таких нагрузках он может сгореть, или, как минимум, сгорит его предохранитель. При таких важных плюсах, минусов у опции нет.

Установка. Как и в случае с обогревом руля (см. в этой же статье), дооснастить автомобиль обогревом форсунок омывателей можно в любой момент. Ничего сложного тут нет. Вопрос в том, идет ли на это производитель. Поэтому в каждом конкретном случае лучше поинтересоваться, возможно ли дооснащения автомобиля этой опцией уже после его покупки.

Совет. Для нашей зимы все подогревы хороши, а этот особенно.

Ограничитель скорости движения автомобиля

Ограничитель скорости движения автомобиля – см. Круиз-контроль в этой же статье.

Омыватель фар

Омыватель фар – функция очистки фар струей омывающей жидкости, подающейся под большим давлением.

Плюсы и минусы. Полезная функция при езде по грязным дорогам. Избавляет от необходимости выходить из машины и протирать фары. Если учесть, что грязи на наших дорогах хватает круглый год… Особенно эффективна при ксеноне (см. в этой же статье). Ксенон не нагревает стекла фар, поэтому на них не намерзает лед и не накипает грязь, и все препятствия свету легко смываются с первого раза. При наличии у автомобиля омывателя фар, расход омывающей жидкости увеличивается в разы. Например, машина без омывателя фар оснащается бачком для жидкости объемом 3-4 литра, а машина с омывателем – уже бачком объемом 5-6 литров. Алгоритм омывания у всех машин разный. В большинстве случаев фары омываются каждый раз, когда омывается лобовое стекло. При этом должен быть включен ближний свет фар. На некоторых машинах омывание происходит каждый десятый или двадцатый раз (ради экономии жидкости).

Установка. Омыватель фар устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. Эту опцию можно отнести и к опциям, увеличивающим пассивную безопасность машины, ведь она помогает поддерживать освещение дороги на должном уровне. А безопасность – превыше всего.

Парктроник

Парктроник – см. Датчик парковки в этой же статье.

Подвеска задняя с самовыравниванием (система SLS)

Подвеска задняя с самовыравниванием (система SLS) - особая конструкция амортизаторов или пневморессор. Система обеспечивает стабильное горизонтальное положение кузова, что необходимо при быстрой езде, при движении по неровным дорогам и при полной загрузке багажника. Кроме того, система поддерживает постоянный дорожный просвет, изменяя давление газа в амортизаторах.

Плюсы и минусы. У груженого автомобиля проседает задняя часть, что ухудшает его управляемость и устойчивость на дороге. Фары начинают светить в небо, если нет регулировки фар или адаптивной системы головного освещения (см. в этой же статье). Вот уже два плюса: улучшение управляемости машины и освещенности дороги. Обеспечивая максимальный дорожный просвет, эта система помогает и на разбитых проселочных дорогах, ведущих к дачам или к другому месту отдыха, куда мы чаще ездим гружеными. Минусы у опции отсутствуют, что тоже можно расценивать как плюс.

Установка. Подвеска задняя с самовыравниванием устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. Покупая автомобиль в кузове универсал, не отказывайтесь от установки на него этой опции. Пригодится она и другим машинам, в зависимости от будущих условий эксплуатации.

Противотуманные фары передние

Противотуманные фары передние – лампы, встраиваемые в бампер автомобиля или в блок фары, приспособленные для освещения дороги во время тумана.

Плюсы и минусы. В давние года, когда по дорогам России ездили только отечественные машины, каждый уважающий себя автомобилист считал своим долгом установить на автомобиль противотуманки. Противотуманные фары светят сквозь туман лучше, чем ближний свет и, тем более, дальний, но не на много. То есть скорость в тумане все равно следует снижать. В принципе, главное, что требуется от противотуманок, и с чем они отлично справляются, - это освещение обочины (чтобы случайно не съехать в кювет) и более яркое обозначение автомобиля для машин, едущих вам навстречу.

Установка. Передние противотуманные фары устанавливаются на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию можно, если такая услуга предусмотрена конкретным производителем.

Совет. Обязательно закажите противотуманные фары на свой автомобиль: и в туман пригодится, и в дождь, и дополнительная пара ламп лишней не будет – хороший запас на случай, если перегорит лампа ближнего света.

Противотуманные фонари задние

Противотуманные фонари задние – особо яркие задние фонари или фонарь, включаемый в туман, чтобы более ярко обозначить свой автомобиль для водителей идущих сзади машин.

Плюсы и минусы. Машина в тумане становится заметнее и снижаются шансы получить удар в зад. С возложенной на них задачей задние противотуманные фонари справляются отлично и никаких минусов не имеют.

Установка. Во многих автомобилях задний противотуманный фонарь входит в базовую комплектацию. Доустановить эту опцию можно – хотя бы навесной нештатный фонарь.

Совет. Даже не совет, а просьба: водители, не включайте задние противотуманки в хорошую погоду и просто ночью – они очень сильно слепят, и ехать сзади просто невозможно! Ярче не значит лучше! Не будьте дебилами!

Регулировка руля

Регулировка руля (может быть электрической) – возможность смещения рулевого колеса вместе с рулевой колонкой вверх-вниз (вертикально) и вперед-назад (по вылету) для большего удобства управления автомобилем. Регулировка может быть электрической и управляться при помощи рычажка-джойстика на рулевой колонке.

Плюсы и минусы. Чтобы устроится за рулем автомобиля максимально удобно, одной регулировки сидения мало, даже если есть регулировка его по высоте (см. в статье «Комфорт»). Порой и сидишь удобно, а наклон руля не устраивает, или не комфортно чувствуешь себя из-за того, что до рулевого колеса слишком далеко либо слишком близко (длина ног у всех разная, а от этого зависит насколько близка к рулю придвинуто кресло). При помощи простой регулировки руля можно идеально подгонять водительское место под себя, какой бы и роста комплекции мы ни были. Следует оговориться, что не все автопроизводители делают регулировку руля по вылету (на себя – от себя), в отличие от регулировки по вертикали, которую предлагают все. Например, Mitsubishi сделала опрос своих покупателей, и выяснила, что подавляющее большинство их не пользуются регулировкой по вылету вовсе. Это дало им возможность немного сэкономить на производстве, убрав не очень востребованную функцию. Европейские производители так не считают и выпускают машины с очень размашистыми регулировками руля и по вертикали, и по вылету.

Установка. Регулировка руля устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. Если в вашей семье водительские права и желание рулить имеет не один человек, то регулировка руля поможет каждому устроится за рулем максимально удобно.

Регулировка фар

Регулировка фар – регулировка фар по вертикали, производящаяся с водительского места.

Плюсы и минусы. При загруженном багажнике наклон машины меняется – она «приседает» на заднюю ось, и фары начинают светить в небо, а не на дорогу. Ехать в темноте и при этом слепить водителей встречного транспорта – не самое лучшее занятие, поэтому хорошо бы иметь возможность регулировки фар прямо из салона автомобиля. Есть более дорогой вариант этой опции - адаптивная система головного освещения (см. в этой же статье) – автоматическая регулировка фар. Кстати, при наличии у автомобиля задней самовыравнивающейся подвески (см. подвеска задняя с самовыравниванием в этой же статье), необходимость в регулировке фар отпадает – такая подвеска не «приседает» на заднюю ось даже при перегруженном багажнике.

Установка. Регулировка фар устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. Из всех перечисленных в этой статье опций, регулировка фар – самая недорогая. Есть смысл выбрать именно ее.

Новый блок

Рулевое колесо обтянутое кожей

Рулевое колесо обтянутое кожей – обод руля, обтянутый кожей в цвет пластика отделки салона.

Плюсы и минусы. Обшитый кожей руль удобнее лежит в руках и не скользит, ладони практически не потеют. Минус в том, что со временем кожа может вытираться (зависит от качества кожи и от того, насколько сильно у человека во время вождения потеют ладони).

Установка. Заменить руль на кожаный можно в любое время.

Совет. Если позволяют средства, то можно заказать и эту опцию – вождение автомобиля станет немного приятнее. Если денег на нее не хватает или просто их жаль, то ничего страшного – опцию всегда можно доустановить.

Рычаг переключения передач обтянутый кожей

Рычаг переключения передач обтянутый кожей – набалдашник рычага коробки переключения передач, обтянутый кожей.

Плюсы и минусы. Обшитый кожей набалдашник удобнее ложится в руку и не выскальзывает даже из вспотевшей ладони. Особенно опция актуальна для механических коробок переключения передач. Минус в том, что со временем кожа может вытираться (зависит от качества кожи и от того, насколько сильно у человека во время вождения потеют ладони).

Установка. Кожаный рычаг переключения передач устанавливается вместе с кожаным рулем и таким же рычагом стояночного тормоза. При желании автомобиль можно всегда дооснастить этой опцией.

Совет. Если позволяют средства, то можно заказать и эту опцию – вождение автомобиля станет немного приятнее. Особенно если он оснащен коробкой-механикой (см. в этой же статье). Если денег на нее не хватает или просто их жаль, то ничего страшного – опцию всегда можно доустановить.

Рычаг стояночного тормоза обтянутый кожей

Рычаг стояночного тормоза обтянутый кожей – рукоятка рычага стояночного (ручного) тормоза, обтянутая кожей.

Плюсы и минусы. Обшитая кожей рукоятка стояночного тормоза удобнее ложится в руку и не выскальзывает даже из вспотевшей ладони. Но пользуемся мы ручником редко и почти никогда в движении (доморощенные рейсеры не в счет). Поэтому кожаная рукоятка ручника выполняет скорее эстетическую функцию, нежели практическую.

Установка. Выбирать эту опцию отдельно не придется: она автоматически прилагается к рулевому колесу обтянутому кожей и рычагу переключения передач обтянутому кожей (см. в этой же статье). При желании все это можно доустановить уже после покупки машины.

Совет. Если позволяют средства, то можно заказать и эту опцию – вождение автомобиля станет немного приятнее. Если денег на нее не хватает или просто их жаль, то ничего страшного – опцию всегда можно доустановить.

Система контроля жёсткости подвески

Система контроля жесткости подвески – автоматическая или принудительная регулировка подвески, подстраивающая ее работу под манеру езды водителя. Настройка достигается путем изменения жесткости амортизаторов и длины их хода. Выбор режима может происходить автоматически, но чаще водитель выбирает его сам при помощи кнопок на центральной консоли или возле рычага КПП. Наиболее часто встречающиеся режимы – Comfort (комфортная езда), Normal (обычная езда), Sport (активная езда).

Плюсы и минусы. Эта система делает автомобиль многоликим. Машины одного производителя отличаются жесткой подвеской, другого – мягкой и валкой. И то, и другое хорошо и дает свои преимущества, но хотелось бы иметь что-то универсальное. Чтобы на трассе и в поворотах машина была пожестче и поустойчивее, а на неровных дорогах и на небольших скоростях – покомфортнее и помягче. Все системы контроля жесткости подвески, которые мне встречались, работали отлично, ощутимо изменяя «походку» машины. Создается впечатление, что у тебя как минимум два автомобиля – один жесткий и драйвовый мачо, а другой мягкий и комфортный семьянин. Система стоящая, но дорогая – как при покупке, так и про замене амортизаторов (которая, правда, понадобится не раньше, чем через 100-150 тысяч километров).

Установка. Система контроля жесткости подвески устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. Сами видите, без этой системы обойтись можно, но с ней интереснее. Прежде чем ее заказать, справьтесь о стоимости ее обслуживания.

Система помощи при спуске с горы

Система помощи при спуске с горы – система, поддерживающая постоянную невысокую скорость при спуске автомобиля с горки.

Плюсы и минусы. Система помогает водителю полностью сосредоточиться на дороге и не отвлекаться на поддержание постоянной скорости (притормаживание). Речь идет, конечно же, о езде по бездорожью, где должное слежение за «дорогой» избавляет от махания лопатой. Автомобиль при этом идет плавно и аккуратно.

Установка. Система помощи при спуске с горы устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. Если вы берете машину для бездорожья или планируете порой выбираться на него и получать от этого удовольствие, то опция для вас. В противном случае она останется не востребованной.

Система помощи при трогании на подъёме (HLA)

Система помощи при трогании на подъеме (HLA) – активация тормозной системы при включенном двигателе, если автомобиль стоит на уклоне и дезактивация ее при начале движения. Позволяет сосредоточиться на трогании автомобиля с места, не боясь, что он начнет скатываться под горку. При этом жать на педаль тормоза не нужно. Устанавливается на автомобили с механической коробкой передач.

Плюсы и минусы. Опция полезна для новичка. Человеку, не испытывающему проблем при трогании на подъеме, она будет только мешаться, заставляя привыкать к себе. Впервые мы с коллегой столкнулись с этой системой на автомобиле Opel Astra OPC. Запарковав его меж двух машин на склоне одной из центральных улиц столицы, мы потом намучались, пытаясь выехать. За стоящую сзади (ниже по склону) машину не переживали, но вот за ту, что была впереди… Наша 240-сильная Astra спокойно стояла на месте и не думая откатываться, но стоило поддать газку, как она срывалась с места – система помощи «отпускала» тормоза слишком поздно. Пришлось немного сдавать назад, а тут та же проблема: не едет, не едет… и вдруг вжик! Пришлось подсжигать сцепление и делать постоянные перегазовки. Словом, в восторг система помощи при трогании на подъеме нас не привела – уж лучше трогаться с ручника. Но идея хороша!

Установка. Система помощи при трогании на подъеме устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. Рекомендую только тем покупателям, которые еще не совсем освоились с вождением автомобиля. Но, если подумать, то привыкнув к этой системе, пересаживаться на автомобиль без нее будет не очень приятно – придется заново учиться трогаться на подъеме.

Спортивная подвеска

Спортивная подвеска – доработанная подвеска машины, с укороченным ходом и жесткими амортизаторами.

Плюсы и минусы. Для семейного автомобиля это опция не подходит совершенно. Жесткая спортивная подвеска хороша только для водителя, но не для пассажиров – она значительно улучшает управляемость автомобиля, лишает его валкости, исчезают крены в поворотах и при других маневрах, «кивки» при торможении и старте, уменьшается парусность (раскачка машины из-за ветра от проезжающих мимо машин). Для пассажиров же это означает только одно – жестко, ведь они не получают удовольствия от хорошей управляемости, а удовольствие от того, что все мельчайшие кочки передаются на кузов, – сомнительное.

Установка. Спортивная подвеска устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя. Но можно доработать подвеску, обратившись в тюнинг-мастерскую.

Совет. Эта подвеска только называется «спортивной». До настоящего спорта ей далеко. Подумайте, нужна ли такая опция в обычном автомобиле?

Стекло лобовое с антибликовым покрытием

Стекло лобовое с антибликовым покрытием - специальное напыление на стекло, препятствующее отражению света.

Плюсы и минусы. Лобовое стекло, находясь под углом, отражает верхнюю часть торпеды. Если торпеда сделана из черного пластика, то особой беды нет, но если из светлого, или на торпеде лежит что-то светлое, то отражение очень сильно мешает обзору, особенно в солнечный день. Например, при въезде в тоннель (даже хорошо освещенный фонарями), совершенно не видно, что в нем происходит. Может там пробка через 20 метров, а может кто-то стоит на аварийке. Не видно даже габаритных огней идущих впереди машин. Поневоле начинаешь нервничать и тормозить. А всему виной просто отражение торпеды или лежащего на нем предмета. Удовольствие от вождения испорчено, безопасность резко снижается, настроение портится. Минусов у опции нет.

Установка. Опцию можно легко доустановить на уже купленный автомобиль, но при условии, что она была в списке предлагаемых опций. Для этого достаточно просто заменить лобовое стекло.

Совет. Обладателям салонов со светлой обивкой рекомендуется. Но не всем. Многие автопроизводители, зная о такой проблеме, даже в светлом салоне делают верх торпеды черным. Спасибо им за это!

Стекло лобовое с теплоотражающим покрытием

Стекло лобовое с теплоотражающим покрытием – специальное напыление на стекло, препятствующее быстрому охлаждению его внутренней поверхности, либо многослойность стекла. 

Плюсы и минусы. Представьте себе: зима, мороз, ваш автомобиль летит по трассе со скоростью 90 км/ч… да даже 60 км/ч. Каково при этом лобовому стеклу, принимающему на себя мощные потоки ледяного воздуха? Оно охлаждается настолько быстро, что автопечка может просто не справляться с его нагревом. Приходится переключать весь поток горячего воздуха на лобовушку (естественно, при этом начинают мерзнуть ноги). На внутренней поверхности такого ледяного стекла начинает скапливаться конденсат. Проще говоря, оно начинает запотевать. Видимость ухудшается, холодно… никакого удовольствия! Один выход из подобной ситуации – обогрев лобового стекла (см. в этой же статье). Другой – стекло с теплоотражающим покрытием. Минусов у опции нет – напыление или дополнительный слой совершенно незаметны.

Установка. Опцию можно легко доустановить на уже купленный автомобиль, но при условии, что она была в списке предлагаемых опций. Для этого достаточно просто заменить лобовое стекло.

Совет. Смотрите по бюджету: у вас на выбор два варианта. Обязательно выберите один из них.

Стояночный тормоз с электроприводом

Стояночный тормоз с электроприводом – блокировка колес, активирующаяся с кнопки. Прогрессивный аналог обычного стояночного тормоза, называемого еще «ручником». Устанавливается на автомобили с коробкой-автоматом (см. в этой же статье).

Плюсы и минусы. Кажется – бестолковая опция, но попользовавшись ею, приходишь к выводу, что у нее масса плюсов. Во-первых, кнопка занимает в салоне гораздо меньше места, чем рычаг. Во-вторых, освободившееся место используется автопроизводителем с пользой: на его месте устанавливаются более удобные подлокотники, подстаканники, бардачки и тому подобное, либо делается красивая монолитная центральная консоль. В-третьих, ставить машину на ручник становится приятнее, а процесс сопровождается не треском, как с обычным ручником, а легким и коротким жужжанием. В-четвертых, некоторые автопроизводители оснащают стояночный тормоз с электроприводом системой саморазблокировки: если водитель забыл выключить «ручник», то при начале движения (включения главной передачи и нажатии на педаль газа) он отключается сам.

Установка. Стояночный тормоз с электроприводом устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. Как бы хороша ни была эта опция, заказывать ее стоит только при излишке денег. Заказывать ее, сэкономив на какой-то, возможно, более полезной и важной опции, не надо.

Усилитель рулевого управления (ГУР, ЭУР)

Усилитель рулевого управления (ГУР, ЭУР) – гидравлическая или электрическая система, облегчающая кручение рулевого колеса. Можно еще сказать: помогающая водителю крутить рулевое колесо, прикладывая меньше усилий.

Плюсы и минусы. Усилитель руля оказался настолько удобным и полезным, что сегодня его ставят не только на большие седаны и внедорожники, но и на городские малолитражные автомобили класса «А». Усилитель позволяет легко выворачивать колеса даже у стоящего на месте автомобиля. Существуют усилители руля с изменяемым коэффициентом усиления. Это необходимо для удобства управления. Например, на стоящем на месте автомобиле он работает в полную силу, а когда машина летит по трассе усилитель работает лишь в половину или в треть силы: тут его 100-процентная помощь может наоборот привести к беде. ГУР – гидравлический усилитель и предпочтителен для больших автомобилей, так как он сильнее и выносливее. ЭУР – электрический усилитель и незаменим на малых автомобилях, так как по сравнению с гидравлическим усилителем он меньше весит, дешевле и, благодаря принципу своей работы, экономит топливо. Минусов у усилителей руля нет, но есть небольшая особенность: не надо выкручивать руль совсем до упора и продолжать при этом давить на него – так электроусилитель может испортиться. В ГУРе в такой ситуации срабатывают предохранительные клапаны, сбрасывая давление масла и сохраняя детали механизма от повреждения.

Установка. Усилитель рулевого управления устанавливается на автомобиль на заводе-изготовителе во время сборки. Доустановить эту опцию после покупки машины нельзя.

Совет. В каждом авто должен быть усилитель руля. И пусть вас не терзают сомнения, если даже вы покупаете небольшой автомобиль.

Смотрите также

Смотрите также