История номерного знака
20 02 2009
Практика (40 статей)
0 комметариев
Поделиться

История номерного знака

Номерные знаки на транспортных средствах использовались еще до изобретения автомобилей. Первые таблички с цифрами получили конные экипажи. А когда на дорогах появились машины, их нумерация стала лишь вопросом времени.

Первый официально зарегистрированный номерной знак отмечен в Мюнхене, это событие относится к 1899 году. Следом быстро подтянулись Париж (1900 год), Нью-Йорк (1901 год) и Лондон (1903 год).

Некоторые источники указывают, что именно французы стали первыми крепить таблички с номерами на автомобили в далеком 1893 году. До России это новшество дошло в 1904 году, первым городом, где появились номерные знаки на машинах, стала Рига. Буквенные символы перед цифрами были введены несколько позже. Эта идея пришла в голову в 1901 году коммерсанту Рудольфу Херцогу из Берлина, который с разрешения городских властей вписал перед цифрами инициалы своей любимой Иоганны Анкор.

В нашей стране изначально не было единого стандарта для автомобильных номеров. Так, до революции в каждом городе машины ездили со знаками разных размеров и цветов. В Москве, например, ежегодно вместе с прохождением техосмотра выдавались новые госномера, причем их цвет постоянно менялся. Старый номер можно было оставить себе (ими были увешаны стенки в гаражах), а новый получали в городской управе, оплатив налог. Размер регистрационного номера для столичного автомобиля был аналогичным велосипедному, только крупнее в несколько раз. Квадратные таблички крепились на передние и задние оси машин с помощью шнурков, отверстия для них просверливали на заводе. Но на такой способ крепления жаловались водители – номер болтался, царапался о землю, гнулся о радиатор, бился о рулевую тягу. Прислушавшись к претензиям, управление города издало указ об изготовлении узких и длинных табличек с номерами, что соответствовало мировому стандарту.

В 1930-е годы в СССР автомобилизация начала развиваться, поэтому к 1932 году по всей стране ввели единый вид номерного знака – белая табличка с черными буквами и цифрами, под которыми обозначался регион (дортранс). В связи с этим владельцев предыдущих госзнаков обязали в течение полугода сменить их на новые. Такие знаки выдавались на мотоциклы и в некоторых случаях на тракторы. Этот тип номеров выдавался до 1934 года. Если к машине был прикреплен прицеп, то задний госномер крепился на него. Также были введены «транзитные» и «пробные» знаки.

Через пару лет после начала использования первого стандарта был введен новый образец – черная табличка с белыми буквами, на которой регион обозначался буквенным сочетанием. Для номеров использовали 28 букв из алфавита (все, кроме «ё», «й», «ь», «ы», «ъ»). Для Москвы выделили несколько пар региональных букв, но в течение 10 лет практически все комбинации были израсходованы. Серии знаков были разделены по назначениям, так, автомобили с буквами «МИ» на номерах являлись частной собственностью, а с буквами «МА» – служебными легковыми или правительственными.

В 1946 году был введен новый тип номерного знака – желтая табличка с черными буквами. Этот знак практически не отличался от предыдущего: буквы стали мельче, чем цифры, и располагались в верхнем левом углу на переднем знаке и сверху посередине на заднем. Для Московской области выделили серии букв от «ЮА» до «ЮЯ», выделив ее в отдельный регион. Госномера служебных машин серий «МА», «МЩ», «ЭО» и пр. были черного цвета с белыми символами. В автобусных и таксопарках появились отдельные серии – «МЯ» и «ЭЖ» соответственно. Дипломатам иностранных государств выделяли автомобили с темным фоном и белыми буквами. На столичные легковые автомобили крепилась только задняя табличка с номером. Кстати, мотоциклам выдавали номера с такими же буквами и сериями, так что автомобилист мог встретить мотоциклиста с таким же номером.

Но и этот вид номерных табличек закончился к концу 1950-х годов. Следующего стандарта хватило на более длительный период: в 1959 году стали выпускать номера с тремя буквами и четырьмя цифрами на черном фоне. Предыдущие, желтые номера, какое-то время в приказном порядке меняли на новые, но этот процесс не был доведен до конца – автомобилисты и мотоциклисты жаловались на волокиту. В некоторых регионах желтые номера выдавали до 1965 года. Образец 1959 года выпускался вплоть до 1982 года, кое-где на дорогах можно еще встретить этот раритет. Даже когда этот тип номеров упразднили, в запасе оставалось еще больше половины комбинаций.

В Москве существовало несколько серий госномеров – личные, служебные и грузовые. Частным столичным автовладельцам доставались серии с буквами от «МОА» до «МОЭ», следуя по алфавиту. Отдельно стояли автобусные номера («ММА», «ММН»), такси («ММТ», «ММЛ», «МММ»). Среди специальных номеров черного цвета выделили серию «МОС», их крепили на автомобили правительства и партийной верхушки. Мотоциклистов и мотопедистов тоже обязали получать новые госномера. Но если первые более-менее исправно получали таблички, то вторые слишком халатно относились к этой обязанности. Поэтому через какое-то время ГАИ махнули на мопеды рукой – дали разрешение ездить без номеров. Велосипедистам также постепенно перестали выдавать разноцветные таблички с номерами.

На автомобили представителей других стран крепились белые таблички с черными символами, из которых первые две цифры означали код страны, в остальном они были идентичны обычным номерам. Московская олимпиада в 1980 году оставила отпечаток и на госномерах – специально к этому событию была введена ограниченная партия белых номеров с черными символами серии «ОЛМ». Автомобили с такими знаками выделялись на обслуживание олимпиады. На это время всем машинам, поставленным на учет в другом городе, проезд в Москву был запрещен, да и столичным автомобилистам значительно урезали пути проезда. Так что в городе часто можно было встретить наполированные машины и автобусы серии «ОЛМ», а также такси марки «Волга» с белыми номерами серии «МЕБ», на дверцах которых красовалась надпись «Подольск».

По окончании олимпиады нарядные белые номера были заменены на обычные черные. Однако это дало начало новому стандарту табличек: слева от цифр стали писать одну букву, а справа – две. Первые две буквы переносились с предыдущих знаков, а последняя выбиралась в зависимости от назначения транспортного средства. Например, третья буква для служебных машин начиналась с «А» (ЯРА), а грузовых – с «Л» (ЯРМ). Задняя табличка у грузовиков имела квадратную форму, у личных авто – вытянутого прямоугольника, а на служебных можно было встретить и тот и другой вид. Первые номерные знаки в Москве выдавались с символами от «А 00-01 МО» для личных автомобилей и от «М 00-01 НЛ» для грузовиков. Изменения коснулись и тракторных номеров – вместо желтых с черными буквами им стали выдавать белые с черными буквами. С прицепами та же история. Номер трактора и прицепа отличались формой таблички – у первого были подрезаны верхние углы, а у второго – нижние. Какое-то время букву «Щ» было разрешено включать в номер, но потом от нее отказались из-за сходства с «Ш». До 1981 года на тракторных номерах, еще черных, печатали символы «ТР-Р», а на прицепах слово «прицеп». Дипломатические машины ездили с разноцветными номерами, в которых символ «D» отмечал их принадлежность, а следующие за ним цифры обозначали код страны, которую представлял владелец, – это повелось еще от старого стандарта. Торговые представительства и фирмы с иностранным капиталом получали номера с буквой «М», код страны печатался так же, как и на дипломатических.

Последний образец номерных знаков был введен в 1994 году, сейчас их выдают повсюду на территории России – белая табличка с черными символами. Три буквы и пять цифр, из которых две последние цифры – код региона. Для номера выбраны лишь 12 русских букв, которые могут быть продублированы на латинице. Принцип обозначения кода региона был перенят у Франции. В некоторых крупных городах машин регистрируется настолько много, что региону выдают новую цифру. Например, в столице постепенно появились несколько новых кодов – «77», «97», «99», «177», «199», а вскоре, видимо, придется ввести новый – «197».

Теги

Смотрите также

Смотрите также