Две точки
8 07 2013
Тест-драйвы (56 статей)
0 комметариев
Поделиться

Две точки

Скептическое отношение к Ё-мобилю легко объяснить непостоянством идеи. На днях на Дмитровском полигоне Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) состоялась презентация и тест-драйв долгожданного Ё-мобиля. В результате, на проект обрушился вал обоснованной критики, и пиаракция, призванная подогреть интерес к Ё-мобилю, обернулась медвежьей услугой: разработчики явно поторопились с показом, а рассчитывать на автожурналистов, как на фокус-группу, не стоит. Чем же так насолил нам проект Ё-авто?

Впервые о Ё-мобиле заговорили весной 2010 года. В том же году, только осенью, была представлена концепция автомобиля, которая, мягко говоря, завораживала соей простотой и эффективностью. Начать с того, что в основе машины лежала универсальная платформа, на которой планировалось выпускать купе, хетчбек, кроссовер и коммерческий фургон под европаллет. "Сердцем" Ё-мобиля должен был стать роторно-лопастной двигатель, работающий как на бензине, так и на газу. Этот мотор не связан непосредственно с колесами автомобиля, а лишь вырабатывал электроэнергию, которая через суперконденсаторы подавалась на электродвигатели, установленные непосредственно на колеса Ё-мобиля. Главный плюс роторного мотора по сравнению с четырехтактным двигателем внутреннего сгорания состоит в том, что он может раскручиваться до 20 тысяч оборотов в минуту, и это весьма актуально для выработки электроэнергии. Минусом роторного двигателя в его малом ресурсе. Вспомнить хотя бы нашу роторную "Семерку" для спецслужб, которую списывали уже после 25 тысяч км пробега, или роторную Mazda RX-8 с заявленным ресурсом двигателя в 100 тысяч км. В Ё-мобиле же роторный мотор должен крутить не колеса, а лишь генератор, что увеличивает его ресурс в десятки раз. Про этот агрегат был даже снят показательный фильм, в котором недвусмысленно указывалось на универсальность силовой установки, равно годной как для езды, так и для полетов и освещения дома. Также к плюсам Ё-мобиля следовало отнести пластиковые детали кузова, не подверженные коррозии, малый вес автомобиля (от 750 до 1 200 кг), низкий расход топлива и весьма умеренную цену - 320-480 тысяч рублей в зависимости от типа кузова и привода. Весной 2011 года за озвученные параметры проголосовало более 100 тысяч россиян, которые оформили предзаказ на Ё-мобили на официальном сайте. Идея понравилась.

К сегодняшнему дню завод по производству Ё-мобилей мощностью 90 тысяч авто в год уже построен и готов к монтажу оборудования. Расположился он индустриальном парке Санкт-Петербурга "Марьино", и автомобили должны начать сходить с его конвейера в первой половине 2015 года. И тут встает вопрос - можно ли назвать Ё-мобиль российским? Скорее, это изделие мирового автопрома, так как основные узлы и агрегаты будут поставлять зарубежным компаниям. Нам остается только сборка и производство некоторых несложных деталей: элементы каркаса, сидения, обшивка салона, стекла.

Тем временем идея Ё-мобиля успела измениться, причем не в лучшую сторону. Роторный двигатель так и не был разработан, поэтому его заменили на старенький фиатовский мотор, который с трудом обеспечивает суперконденсаторы электроэнергией и большую часть времени шумно работает на повышенных оборотах. И это главный раздражающий фактор. Также в основу машины легла не универсальная платформа собственной разработки, а иностранная - от Suzuki SX4 (FIAT Sedici). Далее вскрываются другие подробности "российского" авто: мехатронный модуль (инвертор, электромотор, редуктор) собран из комплектующих GKN (штаб-квартира под Кёльном), суперконденсаторы оказались южнокорейского производства, а баллоны для газа - шведского. Оставим патриотизм - не в нем дело, а в том, что кормить Ё-мобиль будет не российских рабочих, а иностранных - вопрос экономики и нашего достатка, а также себестоимости автомобиля. Сколько же может стоить этот конструктор? Подсчитать цену машины не так сложно, достаточно лишь взять за основу похожий по оснащению автомобиль, собираемый в РФ из российских и иностранных комплектующих. Например, Renault Duster, стоимость которого составляет от 469 тысяч рублей. Или Chevrolet Niva с ценником от 449 тысяч рублей. Может ли Ё-мобиль стоить дешевле, если от конкурентов он отличается лишь отсутствием коробки передач (30 тысяч рублей) и системы полного привода, которой, кстати, у базового Duster нет. При этом не мешает накинуть стоимость четырех электромоторов, по 10 тысяч рублей за каждый, и суперконденсаторов, цена на которые в Москве доходит до 30 тысяч рублей. В результате к стоимости самых доступных наших иномарок следует наоборот прибавить 40 тысяч рублей, а значит цена на Ё-мобиль, оснащаемого в базе климат-контролем, системами стабилизации и ABS, тачскрином и Ё-фоном, никак не может быть ниже 500 тысяч рублей, да и та будет скорее стратегической, чем коммерческой. Более уверено можно говорить о 550 тысячах рублях или даже о 600 тысячах с поправкой на выход машины в 2015 году.

Каким будет гибридный автомобиль, стоимостью от полумиллиона рублей, с поправкой на то, что тестируемый нами экземпляр соответствует будущей серийной версии на 80%? Во-первых, несмотря на достаточно большие габариты, сопоставимые с Nissan Qashqai и Skoda Yeti, в салоне Ё-мобиля тесно. Разочаровывает также качество пластика, который издалека смотрелся вполне презентабельно. На ощупь же он проигрывает даже обшивке салона вазовской Приоры. Не отличается простором и багажник, пол которого из-за расположенных под ним газовых баллонов слишком высок. Все бортовые системы работают без нареканий: климат-контроль холодит, тачскрин быстро реагирует на команды и показывает всю необходимую информацию. Нет претензий и к навигатору. С места Ё-шка трогается весьма бодро, благодаря тому, что максимальный крутящий момент электромоторов доступен с самых низких оборотов, близких к нолю. Но дальше начинается морока. Разогнаться до 60 км/ч - не проблема, а дальше мощности электромоторов явно не хватает, и ускорение до 100 км/ч происходит весьма вяло: про обгоны на трассе во имя безопасности придется забыть. Кстати, оба тестируемых экземпляра не оснащены звукоизоляцией, и рев 1,4-литровых двигателей буквально закладывает уши. Непривычно, что двигатель завывает даже на небольшой скорости, от чего разгоняться дальше становится страшно. Разработчикам придется как следует заняться вопросом шумоизоляции, так как большую часть времени двигатель держит именно высокие обороты, сквозь которые не прорывается ни скрип пластика, ни пение соседа. Но гул стоит в салоне машины не всегда. Зарядив конденсаторы мотор отключается и 1-2 километра можно проехать в полной тишине. Настройки подвески оставляют желать лучшего: при проезде мелких трещин удары передаются на кузов и далее через сидения на позвоночник. При этом автомобиль получился валким и даже неустойчивым в поворотах - без базовой системы стабилизации продавать его будет не честно. А вот рулевое управление уже вполне внятное, с информативным усилием и легким "нулем" при положении колес "прямо". Все огрехи походки можно доработать, чем, скорее всего, и займутся инженеры, но вот рассчитывать на более презентабельный пластик и просторный салон не стоит. Не верится и в плотную шумоизоляцию, которая тоже удорожит Ё-мобиль.

Проект оказался дееспособным: Ё-мобиль едет, а остальное - доработки и настройки. Так можно было бы сказать, если бы не одно "но". Эффективность проекта доказана еще в прошлом веке на примере карьерных самосвалов БелАЗ и дизель-электрических локомотивов. От Ё-мобиля ждали прорыва, оборотистого роторно-лопастного двигателя, мощного генератора, способного обеспечить током не только машину, катер или самолет, но и жилой дом. Ждали небольшой стоимости, малого веса, российского производства. А получили пока две точки, да и те к российскому автопрому имеют опосредованное отношение.

Изначальные характеристики Ё-мобиля:
Несущий кузов из полипропилена
Роторно-лопастной двигатель мощностью 60 л.с., соединенный с электрогенератором (не облагается налогом)
Отсутствие коробки передач
Передний или полный привод
Емкость бака - 20 литров, баллона с газом - 14 м3
Розетки мощностью в 220 В
Фары со светодиодами
Три режима езды: "эко", "спорт", "скользко"
Система стабилизации ESR
Система ABS
Максимальная скорость 120 кмч
Снаряженная масса до 1 200 кг
"Ё-фон" для дистанционного пуска
Круиз-контроль
Климат-контроль
Мультифункциональный руль
Сенсорная панель управления
Система навигации
Интернет
Процессор «Sitara Cortex», операционная система Android
Медиаплейер (аудиосистема)

Главные перемены в Ё-мобиле (тестируемый вариант):
Платформа Suzuki SX4
Двигатель FIAT (8-клапанный, 4-цилиндровый, 60 л.с., не облагается налогом)
Снаряженная масса более 1 350 кг
Максимальная скорость 130 км/ч

Технические характеристики Ё-мобиля:
Тип и объем двигателя, см3 - L4, 1 398
Мощность, л.с. - 60
Мощность электромотором, л.с. - 82х2
Крутящий момент электромоторов, Нм - 200х2
Разгон до 100 км/ч, сек. - 14
Максимальная скорость, км/ч - 130
Средний расход топлива, л/100 км - 4,0
Длина, мм - 4 276
Ширина, мм - 1 783
Высота, мм - 1 664
Колесная база, мм - 2 550
Клиренс, мм - 210
Снаряженная масса, кг - 1 350
Максимальная масса, кг - 1 750
Объем багажника, л - 300
Объем бензобака, л - 20
Шины - R16
Ориентировочная стоимость от, руб. - 550 000

Теги

Смотрите также

Смотрите также