Что мы не знали про электромобиль
19 03 2012
Обзоры новинок (80 статей)
0 комметариев
Поделиться

Что мы не знали про электромобиль

К электромобилю в России отношение, мягко говоря, критическое. Вызвано это многими факторами: долгая «заправка», небольшой запас хода и ресурс батарей, небольшие размеры автомобиля. Но, как выяснилось, электромобиль – это другой образ мышления. Недостатки, конечно, есть, но есть и люди, которые с ними борются. О том, каково владеть в России электромобилем в беседе с главным исполнительным директором «РОЛЬФ Импорт» и владельцем Mitsubishi i-MIEV Андреем Панковым.

Продвижение электромобиля – рискованный шаг, но он сделан. Почему?

Автомобильный рынок является важной неотъемлемой составляющей жизни каждого человека в нашей стране, поэтому то, что с ней происходит, имеет значительное влияние как на общество, так и на государство. И те изменения, которые с ней происходят, очень сильно меняют лицо страны и лицо народа, который в ней живет. Так получается, что волею судеб на нашей компании сейчас лежит не только определенная бизнес-роль с вытекающими отсюда ответственностями, но и роль определенного катализатора, который приводит к стратегическим изменениям на российском автомобильном рынке, поскольку именно компания «РОЛЬФ Импорт» первым стала развивать рынок персонального пассажирского автомобильного транспорта в России. Эта деятельность выходит далеко за рамки простой поставки автомобилей в страну. Не секрет, что нефть через 20-30 лет кончится, поэтому все автопроизводители думают о том, что придет на смену традиционному автомобилю, как в свое время люди думали, что придет на смену обычному телефону.

Каковы, в таком случае, рамки продаж электромобилей?

Выход на рынок электротранспорта тесно связан с интересами энергетических компаний, интересы АЗС, экологов и так далее. Необходимы заправки для электромобилей, способные за 30 минут заряжать их батареи на 80% - это существенно упростит жизнь владельцам таких машин. Наличие большого количества электромобилей на дорогах позволяет энергетикам значительно увеличить энергоэффектиность и совершить, в конечном итоге, тот самый долгожданный переворот в инфраструктуре. Когда «РОЛЬФ Импорт» принял решение продвигать электромобили, он также взялся за дело продвижения зарядных станций в Москве, привлек первые венчурные инвестиции для развития электрозарядной инфраструктуры на территории РФ. Также мы находимся в позитивном диалоге с российскими органами государственной власти по популяризации электромобилей через снижение стоимости и разного рода немонетарных льгот. Все это имеет не только бизнес-значение, но и социальное, общественное. По данным Министерства экологии и использования ресурсов РФ 42% общего загрязнения атмосферы на территории России происходит из-за автомобиля. В таких городах, как Москва или Санкт-Петербург процент достигает 90. Именно электромобиль способен поменять нашу среду обитания именно в центре Москвы и других больших городов. Это результат. Как только мы начали поставки электромобилей, сразу появился интерес со стороны энергетиков, началось развитие инфраструктуры, а дальше одно будет подтягивать другое. Чем больше зарядных станций, тем легче и комфортнее пользоваться электромобилями. Больше электромобилей – больше производство батарей, а значит и стоимость их начнет снижаться и электромобили будут дешеветь, а чем дешевле электромобиль, тем больше их будут покупать. Мы стали первыми, кто запустил этот маховик в России.

Какой может быть заинтересованность энергетиков в электромобилях, в этих новых потребителях энергии, когда отрасль не всегда может обеспечить уже имеющиеся потребности в энергии?

От чего страдает энергетика во всем мире? Ночью потребление энергии очень малое, мощности простаивают, а днем же потребление сумасшедшее, мощности перегружены. Чтобы решить эту проблему, надо где-то копить энергию ночью, чтобы отдавать ее днем. Единственное существующее решение проблемы – это батареи электромобилей, так как энергетики не могут позволить себе строить гигантские хранилища энергии, потому что они никогда не оправдаются, не окупятся. Чтобы решить проблему пиков и спадов потребления, энергетики уповают на электромобили, которые будут вбирать в себя энергию ночью и отдавать ее владельцу днем. Чем больше электромобилей, тем меньше спад потребления электроэнергии ночью.

Каковы перспективы развития рынка электромобилей?

Конструкция электромобиля предельно проста: мотор, батарея и четыре колеса. Безумно сложно сделать так, чтобы эта конструкция была во-первых надежна, а во-вторых безопасна. Известно, что батареи, использующиеся в мобильных телефонах и прочих устройствах, могут взрываться. Электромобиль, находясь на дороге общественного пользования, должен без последствий переносить встряски, перепады температур, соль и влагу. Добиться такого уровня безопасности батарей удалось только сейчас, и сразу пошло развитие этого сегмента, который в будущем займет существенную часть автомобильного рынка. По самым скромным подсчетам автопроизводителей к 2020 году минимум 10% от общего парка автомобилей будут составлять электрокары. Нужно понимать, что в основном сконцентрированы они будут в мегаполисах, где легче развить инфраструктуру и где сложнее экологическая проблема.

Обемы продаж стали для вас неожиданностью? 

Мы были приятно удивлены, что за первые три месяца продаж электромобилей в России, которые начались в октябре, мы продали 41 автомобиль, что оказалось больше, чем объемы продаж первых трех месяцев после начала поставок электромобилей в ряд европейских стран, таких как Франция, Голландия, Швейцария, Норвегия… Интерес к электротранспорту в России оказался выше, чем в помешанной на экологии Европе, где существуют субсидии на покупку электромобилей, а их владельцам можно ездить даже по полосам для общественного транспорта и так далее. Мы более открыты к инновациям.

Кто же их сейчас берет?

В первую очередь это корпоративные клиенты, но есть немало и частных лиц, которые покупают электромобили не за какой-то вклад в улучшение экологической ситуации, а за три важных момента, которые принципиально отличают электротранспорт от машин с двигателями внутреннего сгорания. Во-первых, получаешь совсем иные ощущения от езды. Абсолютная бесшумность, даже на скорости 130 км/ч. Да, есть аэродинамические шумы, но нет звука мотора и выхлопа. К этому быстро привыкаешь и потом шум от двигателя внутреннего сгорания даже начинает раздражать. Во-вторых, характеристики электромотора таковы, что максимальный крутящий момент доступен от 0 до 2 000 оборотов. То есть вы только нажали на педаль газа, и мгновенно ускоряетесь, на что не способен ни бензиновый мотор, ни дизель. В результате электромобиль с места обгоняет Porsche Cayenne и прочие подобные спорткары, владельцы которых только недоумевают, что же это за «зеркальный таз» такой. В-третьих, электромобиль удивительно устойчив: батарея находится под полом и центр тяжести исключительно низкий. Получается настоящий Ванька-Встанька. У машин с двигателем внутреннего сгорания мотор, эта самая тяжелая часть, что бы ты не делал, находится на достаточно большой высоте от дороги. Поэтому электромобиль способен совершать такие маневры, при которых обычная машина просто перевернется. Конечно же, не обходится и без желания быть первым обладателем инновационных технологий. Но количество таких людей небольшое, так как цена Mitsubishi i-MIEV в 1 799 тысяч рублей является исключительно высокой. Значительная часть ценника, то есть 500-600 тысяч рублей, приходится на таможенные пошлины и на НДС, то, что платится государству при ввозе товара.

Будет ли снижаться стоимость электромобиля и что для этого можно сделать?

Одна из наших задач – получить поддержку государства. Например, договориться о снижении пошлин, либо о каких-то других льготах, которые существуют в странах Европы. Мы очень хорошо продвинулись в этом направлении: в прошлом году мы получили поддержку со стороны Комиссии по таможенно-тарифному регулированию, возглавляемую вице-премьером Зубковым. На наше предложение обнулить пошлины на электромобили на один год было дано положительное заключение. Сейчас это решение рассматривается другими участниками Таможенного союза – Казахстаном и Белоруссией. Если и они дадут положительный ответ, тогда мы сможем существенно снизить стоимость Mitsubishi i-MIEV ориентировочно до 1,4-1,5 миллионов рублей. При этом мы взяли на себя обязательства перед государством, что если пошлина исчезнет, то эти деньги исчезнут и из цены, а не будут положены в карманы продавцов и производителя. Более того, используя это достижение, мы постараемся получить лучшую цену от Mitsubishi, некую стратегическую стоимость, чтобы еще снизить ценник на i-MIEV.

Самый частый вопрос об электромобиле - как заправлять на АЗС, сколько ждать и чем при этом заняться?

Ответ очень простой. Дело в том, что процедура использование электромобиля, шаблон, привычка принципиально отличается от использования машины с двигателем внутреннего сгорания. Если поведенческая модель при езде на машине с ДВС сводится к слежению за уровнем топлива и к доливу горючего в определенный момент, через день или неделю, когда стрелка достигнет некомфортной для вас точки на шкале, то поведенческая модель при езде на электромобиле совсем иная, похожая на использование ноутбука или мобильного телефона: вы приехали домой, «воткнули» автомобиль в розетку и забыли про него до следующей поездки, приехали на работу – снова «воткнули» его в розетку и снова забыли до конца рабочего дня. То есть ездишь не от зарядки до зарядки или от заправки до заправки, а подзаряжаешься при любом удобном случае. Не нужно думать, сколько энергии осталось в батарее, не надо ждать ее полной разрядки – батарея электромобиля существенно отличается от батареи телефона или компьютера. И существует два типа станций для зарядки Mitsubishi i-MIEV: первая заряжает его на 100% в течение 7-8 часов, а вторая – на 80% за 25 минут. Как показывает практика других стран и в частности Норвегии, в 99,9% случаев владельцы электромобилей пользуются зарядками первого типа, от простой бытовой сети. Потребность быстрой зарядки второго типа возникает только в редких случаях и только в процессе пересадки людей с обычного автомобиля на электромобиль, когда происходит переучивание. Так в Норвегии существует 2400 обычных зарядных станций общего пользования, где машина заряжается за 7-8 часов, и, всего на всего, только шесть «быстрых» зарядных станций, так как потребности в них нет. Поэтому несмотря на то, что проект компании МОЭСК («Московская объединенная электросетевая компания») подразумевает создание 28 зарядных станций в Москве, только часть из них будет «быстрыми». Построить же зарядные станции не проблема, для этого, в отличие от строительства бензозаправок, нужен минимум разрешений, а зарядная станция (розетка с интерфейсом») стоит менее 30 тысяч рублей, «быстрая» же станция стоит около 40 тысяч евро, что связано с встроенным в нее процессором, который не допускает перегрев батареи при зарядке или иное ее повреждение.

Сколько будет стоить такая зарядка?

Сложно сказать, но полная батарея Mitsubishi i-MIEV по существующим тарифам ночью в Москве стоит в районе 20 рублей. Заряжаетесь ли вы быстро, или медленно – на потреблении энергии это никак не сказывается. Сколько же владельцы зарядной станции накинет сверх этого, чтобы окупить приобретенное оборудование, пока сложно предположить. Пока же, по решению МОЭСК, зарядка бесплатна, оплачивается только потребленная электроэнергия.

Запас хода – ключевой вопрос для электромобиля, и он не однозначен, так как зависит от многих условий. Многие считают, что он ничтожно мал, чтобы использовать машину в более-менее большом городе, особенно зимой, в мороз.

Запас хода Mitsubishi i-MIEV в нормальных условиях при полном заряде составляет 150 км. А по средним данным ежедневный пробег человека, который ездит по городу или добирается до работы из пригорода составляет порядка 50 км или меньше, только 5% человек проезжает более 60-70 км в день. Я сам пользуюсь электромобилем для поездок на работу и по городу. У меня около дома нет розетки, поэтому заряжаюсь я только в офисе в течение рабочего дня: у нас специально выведены розетки на парковку. В результате я заряжался через день, и мне этого вполне хватало. Было сложно убедить Mitsubishi в том, что мы сможем продавать электромобили в стране с таким суровым климатом, как в России. Но все они показали себя неплохо, даже в минувшую суровую зиму. Пробег в мороз, когда печка включена на полную мощность, включены фары, дворники, сокращался до 60 км. Но и этого для города оказалось достаточно, тем более если заряжаться не только дома, но и на работе. Все автомобили хорошо запускались, даже те, которые хранились на улице. Так же ведут себя и те Mitsubishi i-MIEV, которые ездят по дорогам Норвегии, чей климат суровее московского.

Но для междугородних поездок электромобиль все же не годится, так как расстояния в России между городами исчисляются сотнями километров.

Совершенно верно, но электромобиль в том виде, в котором он есть сейчас – это ситикар, автомобиль класса «А», который, как и прочие представители класса, используется исключительно в городе. Для поездок на дальние расстояния существуют другие автомобили, и это учитывается при покупке транспортного средства.

Любая батарея рассчитана на определенное количество зарядов-разрядов, по истечению которых она приходит в негодность. Получается, что в этом случае придется выкинуть весь автомобиль, ведь продать его кому-то будет невозможно, а стоимость новой батареи составляет большую часть цены автомобиля – до 70% себестоимости.

Как я уже говорил, батарея электромобиля отличается от батарей телефонов и ноутбуков. Гарантийный срок эксплуатации Mitsubishi i-MIEV и его батареи составляет пять лет. То есть в течение этого срока батарея будет способна заряжаться на все 100%. Срок эксплуатации, при котором емкость батареи упадет не более чем на 20% составляет еще пять лет. После десяти лет можно продолжить ездить на этой батареи, а можно использовать ее в доме или на даче для хранения энергии. То есть ее не нужно утилизировать и тратить на это деньги. Несмотря на то, что это тоже литий-ионная батарея, как и в телефонах, технология создания этой батареи и ее потребительские качества совершенно другие: она не опасна при ДТП и после него, безопасна для окружающей среды и долговечна. Более конкретно рассказать о секретах батарей нельзя, так как все автопроизводители берегут секреты технологий как зеницу ока, производя их только для себя и ни в коем случае не продавая батареи другим автоконцернам. Это суть электромобиля.

А что дальше? Через 10-12 лет?

Батареи современных электрокаров рассчитаны, примерно, на 10 или более лет. И это пока – развитие не стоит на месте, увеличивается их емкость при неизменных размерах, срок службы и скорость зарядки. Кроме того, когда вопрос назреет, вероятно появление льготной программы замены батарей: сдаешь старую и получаешь новую, причем улучшенную, со скидкой. Благо снимается батарея легко. Прогресс же будет только ускоряться. Например, Mitsubishi i-MIEV был выпущен на дороги в 2009 году, а технологии, благодаря которым это стало возможным, разрабатывались с 1971 года, а до 2015 года в линейке Mitsubishi появится восемь разных автомобилей. Поэтому в ближайшие годы будут «выстреливать» те разработки, о которых мы с вами сегодня не знаем и не догадываемся. Будет интересно!

Нужно ли электромобилю традиционное послепродажное обслуживание, без которого не обходятся машины с ДВС?

Мы стоим на пороге изменения парадигмы самого автомобильного рынка и дилерского тоже, потому что обслуживание электромобиля гораздо проще: подвеска, реже кузов и компьютерная диагностика батареи и электроники. Затраты, таким образом, на обслуживание электромобиля ничтожны и заработать на этом большие деньги невозможно: нет сложного двигателя, системы охлаждения, выхлопа, коробки передач. Когда электромобилей будет много, то дилерам придется задуматься о том, на чем им зарабатывать деньги. Уже сейчас заработок на продаже новых машин очень мал, и спасает только послепродажное обслуживание, доход от которого, кстати, тоже сокращается. Начинаются заработки на продаже финансовых услуг и подержанных автомобилей. Но для радикальных перемен количество электромобилей должно существенно увеличиться.

Андрей Панков, главный исполнительный директор «РОЛЬФ Импорт»
Досье
Образование:
Воронежский Государственный Университет, Магистр физики
Воронежский Государственный Университет,
Бизнес-школа, МВА
Предыдущие места работы:
Генеральный директор Риком КАЗ
Директор по продажам ЗАО «Карнэт-2000»
28 февраля Экспертный совет ежегодного конкурса «Персона года» наградил Андрея Панкова и компанию «РОЛЬФ Импорт» почетным титулом «Персона года» за развитие инновационного автомобилестроения.

Теги

Смотрите также

Смотрите также