
Carsharing: коллективный автопарк
Услугу поминутной аренды автомобилей в России реально попробовали менее 2% населения крупных городов, и лишь полпроцента из них - пользуются благами каршеринга на регулярной основе. Тем не менее, как выяснил «SC» - популяризация этого сервиса в стране не за горами.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТРАНСПОРТ
Впервые схема каршеринга (от англ. «Car» – машина, и «Sharing» – поделиться) была применена швейцарцами еще в середине прошлого века, когда руководство одного из жилищных кооперативов Цюриха приобрело для своих членов несколько автомобилей, и предоставило их в краткосрочную аренду. Однако настоящее становление рынка каршеринга, как услуги автоматизированной поминутной аренды автомобиля, состоялось лишь в конце 90-х годов — благодаря спутниковой навигации и развитию электронных средств защиты. С этого момента каршеринг стал постепенно отбивать клиентов у такси и традиционных прокатных контор. А кое-где он даже стал полноценной альтернативой общественному транспорту, не говоря уже о личном автомобиле. А что? Вы теперь легко можете взять для своих поездок любой свободный автомобиль компании-оператора, припаркованный на улице (мобильное приложение, с помощью которого и работает вся система, подскажет, где находится ближайший), и оставить его впоследствии там, где вам удобно, оплачивая при этом лишь конкретное время пользования. Техосмотр, ремонт, страхование, налоги, расходы на топливо, мойку, парковку — все это забота каршеринговой компании. Вам, разумеется, необходимо иметь водительские права, и соблюдать правила дорожного движения и пользования сервисом.
В результате сегодня автопарк только двух крупнейших международных компаний - Zipcar и Car2Go, предоставляющих подобную услугу, насчитывает свыше 23 000 автомобилей, а количество постоянных клиентов составляет почти 1,7 млн человек. В целом, за последние несколько лет, по данным аналитиков Frost & Sullivan, услугами каршеринга в мире ежегодно пользуются почти 5 млн человек, а количество вовлеченных в каршеринг машин превысило сотню тысяч. По самым скромным оценкам экспертов, к 2020 году число зарегистрированных пользователей вырастет до 26 млн человек, а число доступных автомобилей — до 240 000.
ПИОНЕРЫ СЕРВИСА
В России же рынок каршеринга только формируется - услуга появилась-то всего четыре года назад. И сейчас в стране работает, по сути, не больше десятки крупных коммерческих сервисов краткосрочной аренды автомобилей. Половина из них – в Москве: Anytime, YouDrive, Car5, «Делимобиль» и BelkaCar. При этом первый - Anytime - был запущен лишь летом 2013 года, а последний – BelkaCar — прошлой осенью. Со дня на день ожидается старт шестого оператора столичного каршеринга – клубного сервиса Flexcar.
СВОЕ-ЧУЖОЕ
Представители российских каршеринговых компаний уверены, что если среднегодовой пробег вашего личного автомобиля не превышает 16 000 километров, то от него выгоднее отказаться в пользу каршеринга — с его помощью расходы на транспорт сокращаются на 70%. По их подсчетам, содержание нового автомобиля стоимостью 1 млн рублей обходится владельцу примерно в 29 000 рублей в месяц (без учета затрат на бензин). В эту сумму входят страховка, замена резины, амортизация, транспортный налог, парковка и т.д. При этом машина зачастую простаивает без дела. А при каршеринге оплачивается только конкретное время пользования автомобилем.
Первооткрыватель сервиса - компания «Ситикар» - изначально вложила в запуск своего AnyTime около 60 млн рублей. На эти деньги тогда было приобретено в лизинг 72 автомобиля, закуплено специальное оборудование, и разработано приложение. Однако, как говорят маркетологи, рынок на тот момент был еще не «разогрет». О возможности арендовать автомобиль на несколько минут в стране еще мало кто знал. Долгое время машины AnyTime были загружены всего три-четыре часа в день, тогда как для окупаемости лизинговых платежей, составлявших 25000–30000 рублей в месяц, и страховки (более 100 000) за каждый автомобиль, требовалось не меньше шести часов. Возможно, именно поэтому компания активно и не развивалась, и численность автопарка сильно не наращивала. Сейчас в AnyTime порядка 200 автомобилей и свыше 86 500 зарегистрированных пользователей.
Новая страница в истории российского каршеринга началась в 2015 году. Летом в Москве стартовал YouDrive (в настоящее время к сервису подключилось 75 000 человек), а осенью был запущен «Делимобиль». Последний буквально «взорвал» рынок. Поскольку вышел на него сразу с большим автопарком, с массированной рекламной и PR-кампаниями, и с грамотным GR. Оператор быстро договорился со столичной мэрией о льготной парковке в платных зонах. «Делимобилям» выделили места в крупнейших московских аэропортах. Общий размер инвестиций в проект на сентябрь 2016 года составил более 1 млрд рублей. Как итог — сейчас на балансе сервиса находится 1500 автомобилей, и с момента запуска им хотя бы раз воспользовались уже почти 280 000 человек. «Делимобиль» обещает развивать сервис и дальше – в скором времени компания планирует выйти на рынки других российских городов-миллионников (кстати, полгода назад первые 100 автомобилей уже выехали на петербургские улицы) и изучить возможность работы за рубежом.
Зимой 2016 года рынок пополнился, пожалуй, самым скромным игроком - Car5. На данный момент в «гараже» этого оператора - полсотни автомобилей (в ближайшее время ожидается пополнение из 100 новых машин), а в «клиентском портфеле» - чуть больше 12 000 пользователей.
Консультантом самой «молодой», но весьма амбициозной, каршеринговой компании BelkaCar, вышедшей на московский рынок осенью прошлого года, стал не абы кто, а признанный эксперт по каршерингу и соучредитель сервиса ZipCar Джулиан Эспириту. Бридж-финансирование запуска предоставил основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин. На формирование команды и начальный этап разработки IT-платформы - основательницы BelkaCar Екатерина Макарова, Елена Мурадова и Лориана Сардар - потратили собственные $260 000. А на первые сторонние инвестиции «собрали» автопарк из 100 машин, взяв их в лизинг и заплатив аванс 25%. Еще по 36 000 рублей потратили на оснащение каждого автомобиля парктрониками, GPS-трекерами, зарядными устройствами, держателями для мобильных телефонов, и их фирменную оклейку. А буквально накануне запуска бизнес-леди еще и смогли привлечь средства швейцарского фонда прямых инвестиций Bryanston в размере €2,1 млн. Зарубежные инвестиции предназначены для расширения присутствия BelkaCar в Москве (компания в самое ближайшее время планирует занять 30% столичного рынка) и региональную экспансию. Так, например, сейчас автопарк этого оператора каршеринга, имеющего свыше 50 000 зарегистрированных пользователей, уже стал вторым по величине и насчитывает 550 машин (последнее «прибавление» - сразу на 200 единиц — случилось совсем недавно, в конце мая). И останавливаться на достигнутом в BelkaCar не собираются, и планируют увеличить к концу 2017 года количество машин до 1500.
ПОПУЛЯРИЗИРУЯ ЭТО!
По словам главы городского департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, сейчас Москва является одним из мировых лидеров по динамике развития сервиса краткосрочной аренды машин. Объем столичного рынка каршеринга по итогам 2016 года составил $115 млн (для сравнения, в целом по России — $250 млн), рост по сравнению с 2015 годом превышает 400%. В самой системе в общей сложности уже зарегистрировались около 500 тысяч пользователей, которые только с января по апрель 2017 года совершили более одного миллиона поездок, что примерно в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ежедневно на каршеринговых автомобилях совершается свыше 11 тысяч поездок. Каждой прокатной машиной в среднем пользуется восемь человек в сутки. Средняя продолжительность пути - 37 минут. «Цена вопроса» - от 6 до 13 рублей за минуту движения (зависит от марки автомобиля и тарифов, но бензин, в любом случае, включен в стоимость).
В пользу каршеринга выступают и российские урбанисты, высчитавшие, что один каршеринговый автомобиль убирает с городских дорог 15 обычных и освобождает 20 парковочных мест. А повсеместное распространение каршеринга может позволить в будущем сократить выброс углекислого газа на 15% и повысить скорость городского движения на 60%
На сегодняшний день, по данным московского Дептранса, столичный автопарк всех провайдеров каршеринговых услуг совокупно составляет почти 2500 автомобилей. В большинстве «конюшен» - в качестве «рабочих лошадок», доступных для поминутной аренды - представлены бюджетные Hyundai Solaris и Kia Rio. При этом Москве с ее населением, по оценкам экспертов, нужно минимум 10 тысяч каршеринговых машин (получается в наличии меньше четверти от потребности, так что ниша вполне свободна). Уже сейчас услугами каршеринга готовы воспользоваться свыше 800 тысяч москвичей. Однако из пяти компаний, реализующих на текущий момент бизнес-модель каршеринга в Москве, ни одна не имеет в учредителях автопроизводителей или прокатных компаний с мировым именем, которые давно пришли в Россию и успешно работают на рынке долгосрочной аренды автомобилей. Подобная ситуация совершенно немыслима, скажем, для Европы и Америки. В этих странах доля участия производителей автомобилей в развитии модели каршеринга достигает 60-80%». В частности, за рубежом каршеринговые услуги предоставляют крупные автоконцерны (взять хотя бы проект DriveNow от BMW или Car2go от Daimler) или компании, занимающиеся классической арендой машин. Не отстают от них и крупнейшие автопрокатчики: Avis, Herts, Sixt, Europcar – все эти компании активно занимаются популяризацией каршеринга за границей и привлекают в каршеринг свою клиентскую базу.
Впрочем, предпосылки для изменения ситуации есть и в России. К развитию каршеринга, к примеру, уже подключаются крупнейшие агрегаторы такси. В частности, недавно «Яндекс» начал тестировать сервис для аренды автомобилей «Яндекс.Каршеринг». Партнерами по этому проекту выступают компании Anytime и «Демимобиль». Тестирование проходит в Москве и Санкт-Петербурге — принять участие в нем могут владельцы устройств под управлением iOS.
Очень скоро автопарки московских операторов каршеринга начнут активно пополняться и автомобилями представительского класса (новшество должно привлечь к сервису клиентов иного уровня). Это стало возможным после того, как власти столицы этой весной изменили требования к габаритным размерам каршерингового транспорта. Теперь максимально допустимая длина машин краткосрочной аренды составляет 4,7 метра, а ширина — 1,85 (дополнительно «накинули» 20 и 15 сантиметров соответственно). Одним из первых о готовности занять премиальный сегмент заявил YouDrive. В автопарке этого сервиса сейчас насчитывается около 500 автомобилей, и большинство из них — пусть и миниатюрные, но вовсе не бюджетные Smart, а недавно появились и первые Mercedes А-класса.
Более того, по словам руководителя столичного департамента внешнеэкономических и международных связей Сергея Черемина, уже в ближайшие два года количество автомобилей каршеринга в Москве может вырасти до 5000. Глава ведомства на днях отметил, что такой результат будет достигнут за счет иностранных инвестиций. «Мы, в частности, обсуждаем такую возможность сейчас с итальянскими коллегами», — сообщил чиновник.
Андрей МОСКАЛЕНКО, «SC» (фото автора, «Делимобиль» и BelkaCar)