Carsharing: коллективный автопарк
1 06 2017
Практика (40 статей)
0 комметариев
Поделиться

Carsharing: коллективный автопарк

Услугу поминутной аренды автомобилей в России реально попробовали менее 2% населения крупных городов, и лишь полпроцента из них - пользуются благами каршеринга на регулярной основе. Тем не менее, как выяснил «SC» - популяризация этого сервиса в стране не за горами. 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТРАНСПОРТ

Впервые схема каршеринга (от англ. «Car» – машина, и «Sharing» – поделиться) была применена швейцарцами еще в середине прошлого века, когда руководство одного из жилищных кооперативов Цюриха приобрело для своих членов несколько автомобилей, и предоставило их в краткосрочную аренду. Однако настоящее становление рынка каршеринга, как услуги автоматизированной поминутной аренды автомобиля, состоялось лишь в конце 90-х годов — благодаря спутниковой навигации и развитию электронных средств защиты. С этого момента каршеринг стал постепенно отбивать клиентов у такси и традиционных прокатных контор. А кое-где он даже стал полноценной альтернативой общественному транспорту, не говоря уже о личном автомобиле. А что? Вы теперь легко можете взять для своих поездок любой свободный автомобиль компании-оператора, припаркованный на улице (мобильное приложение, с помощью которого и работает вся система, подскажет, где находится ближайший), и оставить его впоследствии там, где вам удобно, оплачивая при этом лишь конкретное время пользования. Техосмотр, ремонт, страхование, налоги, расходы на топливо, мойку, парковку — все это забота каршеринговой компании. Вам, разумеется, необходимо иметь водительские права, и соблюдать правила дорожного движения и пользования сервисом.

В результате сегодня автопарк только двух крупнейших международных компаний -  Zipcar и Car2Go, предоставляющих подобную услугу, насчитывает свыше 23 000 автомобилей, а количество постоянных клиентов составляет почти 1,7 млн человек. В целом, за последние несколько лет, по данным аналитиков Frost & Sullivan, услугами каршеринга в мире ежегодно пользуются почти 5 млн человек, а количество вовлеченных в каршеринг машин превысило сотню тысяч. По самым скромным оценкам экспертов,  к 2020 году число зарегистрированных пользователей вырастет до 26 млн человек, а число доступных автомобилей — до 240 000. 

ПИОНЕРЫ СЕРВИСА

В России же рынок каршеринга только формируется - услуга появилась-то всего четыре года назад. И сейчас в стране работает, по сути,  не больше десятки крупных коммерческих сервисов краткосрочной аренды автомобилей. Половина из них – в Москве: Anytime, YouDrive, Car5, «Делимобиль» и BelkaCar. При этом первый - Anytime - был запущен лишь летом 2013 года, а последний – BelkaCar — прошлой осенью. Со дня на день ожидается старт шестого оператора столичного каршеринга – клубного сервиса Flexcar.

СВОЕ-ЧУЖОЕ
Представители российских каршеринговых компаний уверены, что если среднегодовой пробег вашего личного автомобиля не превышает 16 000 километров, то от него выгоднее отказаться в пользу каршеринга — с его помощью расходы на транспорт сокращаются на 70%.  По их подсчетам, содержание нового автомобиля стоимостью 1 млн рублей обходится владельцу примерно в 29 000 рублей в месяц (без учета затрат на бензин). В эту сумму входят страховка, замена резины, амортизация, транспортный налог, парковка и т.д. При этом машина зачастую простаивает без дела. А при каршеринге оплачивается только конкретное время пользования автомобилем.

Первооткрыватель сервиса -  компания «Ситикар» - изначально вложила в запуск своего AnyTime около 60 млн рублей. На эти деньги тогда было приобретено в лизинг 72 автомобиля,  закуплено специальное оборудование, и разработано приложение. Однако, как говорят маркетологи, рынок на тот момент был еще не «разогрет». О возможности арендовать автомобиль на несколько минут в стране еще мало кто знал. Долгое время машины AnyTime были загружены всего три-четыре часа в день, тогда как для окупаемости лизинговых платежей, составлявших 25000–30000 рублей в месяц, и страховки (более 100 000) за каждый автомобиль, требовалось не меньше шести часов. Возможно, именно поэтому компания активно и не развивалась, и численность автопарка сильно не наращивала. Сейчас в AnyTime порядка 200 автомобилей и свыше 86 500 зарегистрированных пользователей.

Новая страница в истории российского каршеринга началась в 2015 году. Летом в Москве стартовал YouDrive (в настоящее время к сервису подключилось 75 000 человек), а осенью был запущен «Делимобиль». Последний буквально «взорвал» рынок. Поскольку вышел на него сразу с большим автопарком, с массированной рекламной и PR-кампаниями, и с грамотным GR. Оператор быстро договорился со столичной мэрией о льготной парковке в платных зонах. «Делимобилям» выделили места в крупнейших московских аэропортах. Общий размер инвестиций в проект на сентябрь 2016 года составил более 1 млрд рублей. Как итог — сейчас на балансе сервиса находится 1500 автомобилей, и с момента запуска им хотя бы раз воспользовались уже почти 280 000 человек. «Делимобиль» обещает развивать сервис и дальше – в скором времени компания планирует выйти на рынки других российских городов-миллионников (кстати, полгода назад первые 100 автомобилей уже выехали на петербургские улицы) и изучить возможность работы за рубежом.

Зимой 2016 года рынок пополнился, пожалуй, самым скромным игроком - Car5. На данный момент в «гараже» этого оператора - полсотни автомобилей (в ближайшее время ожидается пополнение из 100 новых машин), а в «клиентском портфеле»  - чуть больше 12 000 пользователей. 

Консультантом самой «молодой», но весьма амбициозной, каршеринговой компании BelkaCar, вышедшей на московский рынок осенью прошлого года, стал не абы кто, а признанный эксперт по каршерингу и соучредитель сервиса ZipCar Джулиан Эспириту. Бридж-финансирование запуска предоставил основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин. На формирование команды и начальный этап разработки IT-платформы - основательницы BelkaCar Екатерина Макарова, Елена Мурадова и Лориана Сардар - потратили собственные $260 000. А на первые сторонние инвестиции «собрали» автопарк из 100 машин, взяв их в лизинг и заплатив аванс 25%. Еще по 36 000 рублей потратили на оснащение каждого автомобиля парктрониками, GPS-трекерами, зарядными устройствами, держателями для мобильных телефонов, и их фирменную оклейку. А буквально накануне запуска бизнес-леди еще и смогли привлечь средства швейцарского фонда прямых инвестиций  Bryanston в размере €2,1 млн. Зарубежные инвестиции предназначены для расширения присутствия BelkaCar в Москве (компания в самое ближайшее время планирует занять 30% столичного рынка) и региональную экспансию. Так, например, сейчас автопарк этого оператора каршеринга, имеющего свыше 50 000 зарегистрированных пользователей, уже стал вторым по величине и насчитывает 550 машин (последнее  «прибавление» - сразу на 200 единиц — случилось совсем недавно, в конце мая). И останавливаться на достигнутом в BelkaCar не собираются,  и планируют увеличить к концу 2017 года количество машин до 1500. 

ПОПУЛЯРИЗИРУЯ ЭТО!

По словам главы городского департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, сейчас Москва является одним из мировых лидеров по динамике развития сервиса краткосрочной аренды машин. Объем столичного рынка каршеринга по итогам 2016 года составил $115 млн (для сравнения, в целом по России — $250 млн), рост по сравнению с 2015 годом превышает 400%. В самой системе в общей сложности уже зарегистрировались около 500 тысяч пользователей, которые только с января по апрель 2017 года совершили более одного миллиона поездок, что примерно в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ежедневно на каршеринговых автомобилях совершается свыше 11 тысяч поездок. Каждой прокатной машиной в среднем пользуется восемь человек в сутки. Средняя продолжительность пути - 37 минут. «Цена вопроса» - от 6 до 13 рублей за минуту движения (зависит от марки автомобиля и тарифов, но бензин, в любом случае, включен в стоимость).

ОСВОБОДИ ДОРОГУ
В пользу каршеринга выступают и российские урбанисты, высчитавшие, что один каршеринговый автомобиль убирает с городских дорог 15 обычных и освобождает 20 парковочных мест. А повсеместное распространение каршеринга может позволить в будущем сократить выброс углекислого газа на 15% и повысить скорость городского движения на 60%

На сегодняшний день, по данным московского Дептранса, столичный автопарк всех провайдеров каршеринговых услуг совокупно составляет почти 2500 автомобилей. В большинстве «конюшен» - в качестве «рабочих лошадок», доступных для поминутной аренды - представлены бюджетные Hyundai Solaris и Kia Rio. При этом Москве с ее населением, по оценкам экспертов, нужно минимум 10 тысяч каршеринговых машин (получается в наличии меньше четверти от потребности, так что ниша вполне свободна). Уже сейчас услугами каршеринга готовы воспользоваться свыше 800 тысяч москвичей. Однако из пяти компаний, реализующих на текущий момент бизнес-модель каршеринга в Москве, ни одна не имеет в учредителях автопроизводителей или прокатных компаний с мировым именем, которые давно пришли в Россию и успешно работают на рынке долгосрочной аренды автомобилей. Подобная ситуация совершенно немыслима, скажем, для Европы и Америки. В этих странах доля участия производителей автомобилей в развитии модели каршеринга достигает 60-80%».  В частности,  за рубежом каршеринговые услуги предоставляют крупные автоконцерны (взять хотя бы проект DriveNow от BMW или Car2go от Daimler) или компании, занимающиеся классической арендой машин. Не отстают от них и крупнейшие автопрокатчики: Avis, Herts, Sixt, Europcar – все эти компании активно занимаются популяризацией каршеринга за границей и привлекают в каршеринг свою клиентскую базу.

Впрочем, предпосылки для изменения ситуации есть и в России. К развитию каршеринга, к примеру, уже подключаются крупнейшие агрегаторы такси. В частности, недавно «Яндекс» начал тестировать сервис для аренды автомобилей «Яндекс.Каршеринг». Партнерами по этому проекту выступают компании Anytime и «Демимобиль». Тестирование проходит в Москве и Санкт-Петербурге — принять участие в нем могут владельцы устройств под управлением iOS.

Очень скоро автопарки московских операторов каршеринга начнут активно пополняться и автомобилями представительского класса (новшество должно привлечь к сервису клиентов иного уровня). Это стало возможным после того, как власти столицы этой весной изменили требования к габаритным размерам каршерингового транспорта. Теперь максимально допустимая длина машин краткосрочной аренды составляет 4,7 метра, а ширина — 1,85 (дополнительно «накинули» 20 и 15 сантиметров соответственно). Одним из первых о готовности занять премиальный сегмент заявил YouDrive. В автопарке этого сервиса сейчас насчитывается около 500 автомобилей, и большинство из них — пусть и миниатюрные, но вовсе не бюджетные Smart, а недавно появились и первые Mercedes А-класса.

Более того, по словам руководителя столичного департамента внешнеэкономических и международных связей Сергея Черемина, уже в ближайшие два года количество автомобилей каршеринга в Москве может вырасти до 5000. Глава ведомства на днях отметил, что такой результат будет достигнут за счет иностранных инвестиций. «Мы, в частности, обсуждаем такую возможность сейчас с итальянскими коллегами», — сообщил чиновник.

ДЕНЬГИ РУЛЯТ
Между прочим, чтобы заработать на каршеринге, совершенно необязательно запускать собственную компанию. Большинство столичных операторов готовы расширять свой парк с помощью частных соинвесторов, которые покупают автомобиль за наличные или в лизинг и предоставляют их в краткосрочную аренду, оплачивая его техобслуживание. Раскладка по деньгам, на примере реальных бизнес-кейсов сервиса Anytime, выглядит следующим образом. Ваши разовые затраты на покупку нового Hyundai Solaris составят 641 000 рублей. Годовые расходы на автомобиль – 292 000. Выручка по итогам 12 месяцев может превысить 544 000 рублей. Предполагается, что через год машину после весьма активной эксплуатации можно продать по остаточной стоимости, скажем, за 530 000 рублей и эти деньги вернутся вам. Из доходов вычитаем расходы и получаем финансовый результат по сделке  - почти 141 000 рублей. Декларируемая доходность инвестиций — порядка 22% годовых. 

Андрей МОСКАЛЕНКО, «SC» (фото автора, «Делимобиль» и BelkaCar)

Смотрите также

Смотрите также